сайт учителя истории и обществознания - Лекция 9-10_4
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 22:47

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 459
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Лекция 9-10_4

5. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА II

Александр II (1855-1881)

 Особенности социально-экономического развития России во второй половине XIX века

  1. Изменилась социальная структура. Выросло городское населения, связанное с рынком и незнающее натурального хозяйства (1863 г. - 6 млн. горожан, 1897 г. - 17 млн.);
  2. Было достигнуто большое экономическое развитие. Страна вступила на этап капиталистического развития. Окончательно сформировался национальный рынок сельскохозяйственных продуктов, прежде всего хлебный. В городе господствовало, а в деревне развивалось товарное хозяйство.
  3. В основных отраслях промышленности завершился промышленный переворот. Возникла современная отечественная металлургия, машиностроение. Были достигнуты более высокие темпы роста и уровень производства. Сформировалась промышленная буржуазия, сложился класс наемных рабочих. Россия заняла одно из первых мест в мире по общему объему промышленного производства, но оставалась в четвертом десятке стран по производству на душу населения.
  4. Несмотря на развитие промышленности, Россия оставалась аграрной страной, где преобладало сельское хозяйство и сельскохозяйственное население. Капиталистические отношения быстро проникали в аграрный сектор, который серьезно отставал от промышленности. В деревне внеэкономическое принуждение было ликвидировано, но сохранялись многие пережитки феодализма, консервировавшиеся государством.
  5. В результате противоречивого аграрного развития, нерешенности земельного вопроса в деревне назревал кризис.
  6. Форсированное экономическое развитие, слишком высокая цена модернизации, всей своей тяжестью ложившаяся на плечи трудящихся, привело к деформациям, вызывала обострение социальной напряженности и нарастание антикапиталистических настроений, что, в свою очередь, становилось основой для восприятия социалистических и революционных идей.

Реформы

1857 ликвидация военных поселений

Причины отмены крепостного права

  • кризис феодально-крепостнической системы, отсутствие прогресса, спад производительности
  • снижении развития промышленности, так как нет рабочих, необходимость рынка наемного труда

 1856 – Речь Александра о необходимости отмены крепостного права

1857 – Создание Секретного комитета. Цель рассмотрение проектов по отмене крепостного права.
20.11.1857 рескрипт генерал-губернатору Назимову ( открытие дворянских комитетов, разработка проектов по отмене крепостного права.
1858 – Секретный комитет по отмене крепостного права был переименован в Главный комитет (Константин Николаевич).
1859 – редакционные комиссии (Ростовцев Я.И. В.Н. Панин)
19 апреля 1861 года Манифест об отмене крепостного права.
  • личная свобода, представительство в суде
  • с 1863 выкуп земли у помещиков на 49 лет временнообязанное состояние, повинности
  • уставная грамота – договор о фиксированной выплате за землю
  • выкупная операция 20% крестьянин 80% государство под 6% годовых на 49 лет

1.01.1864  Положение о губернских  и уездных земских учреждений.

Земства -  выборные представительные органы местного самоуправления: Земские собрания, Земские управы (выбирались на 3 года) по куриям землевладельцы, горожане, крестьяне.

1864 Судебная реформа (принципы: бессословность, гласность, состязательность, выборность)

  • суд присяжных заседателей
  • адвокат, прокурор, следователь
  • мировой суд (Сенат)
  • Окружной суд – гражданские дела
  • Судебная палата
  • Сенат – высший судебный орган власти

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам, среди которых выделялись А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, В.А. Маклаков.

 1864-1874 Военная реформа. Цель сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны

Д.А Милютин, военская повинность, сокращение службы, численности армии на 40%
1864 Военное министерство
1863-64 – реформы учебного заведения
1874-  воинский устав (регулярные войска, иррегулярные – казаки, запас, ополчение)
1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним - 1,5 года, с высшим - несколько месяцев.

 1870 Городская реформа – выборное самоуправление. Городская Дума, Городская управа выборы по куриям (крупные, средние, мелкие владельцы недвижимого имущества)

Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем.

Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом, реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

1864 – Положение  о народных училищах (городские, земские, церковно-приходские, воскресенские) учение 3 года (чтение, письмо, арифметика, церковное пение).

1864 – Устав гимназий и прогимназий:

  • классические (латынь, греческий 7-8 лет, женское образование, Вуз)
  • реальные (математика, естественные науки 7 лет, нельзя в Вуз)

1864 - Устав для университетов(автономия выборность ректората)

70-е «диктатура сердца) М.Т. Лорис-Мелихова создание комиссии для проведения реформ.

III отделение – внутренних дел.

Итоги реформ:

  1. Преобразования в стране осуществлялись "сверху", они способствовали активизации хозяйственной жизни и успехам экономики, влияли на развитие гражданского самосознания, распространение просвещения и, в целом, улучшили качество жизни, приблизив ее к европейским стандартам.
  2. Реформы придали более цивилизованные формы системе управления, суду, но, не изменив основы политической системы в стране и даже укрепив самодержавие, они тем самым привели к диспропорции между местными выборными органами, обществом в целом и высшей самодержавной властью.
  3. Внутренняя политика Александра II не была последовательной. В 60-х гг. преобладал реформаторский курс, затем стала проявляться консервативная охранительная тенденция, ставшая одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.
  4. В целом, преобразования Александра II, положившие начало комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса и периодических отступлений власти от линии реформ осложняли крайне болезненный для народных масс процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.

Внешняя политика

Задачи:

  • выход из международной изоляции после Крымской войны, возвращение Черноморских проливов
  • восстановление авторитета России на международной арене
  • закрепление границ Средней Азии, Восток
1859 Россия и Франция заключили договор о сотрудничестве
1863-1864 восстание в Польше вмешательство Англии и Франции, следовательно сближение России и Пруссии
1870 на Лондонской конференции России сняла с себя обязательства по Парижскому мирному договору
1873 встреча трех императоров Россия Пруссия Австрия (1878 распад союза)
1850-1860 Кавказские войны
1865 образование Туркестанского генерал-губернаторства
1868 Бухарестское ханство
1873 Хивинское ханство
1876 Кокандское ханство
1881 Туркменское ханство
1877- 1878 русско-турецкая война
1877 – захват Шипкинского перевала
1877 осада Плевны
1878 – Сан-Стефанский мирный договор (Россия – Бессарабия, Закавказье)
Расселение, освоение о-в Курилы, о-ва Сахалин
1857 договор России и Японии (Сахалин – России, Курилы – Япония)
1858 Айгунский мирный договор Россия и Китай граница по р. Амур. Уссурийский край совместные территории
1860 Пекинский договор Уссурийский край перешел к России
1867 продажа Аляски 7.2 мил долларов

Александр III 1881-1894

Реформы:

1881 Манифест о незыблемости самодержавия
1881 положение о мерах государственной безопасности
1881 отмена временнообязанного состояния, выкуп земель
188 отмена подушной подати
1893 ограничение выхода крестьян из общины
1882 запрет на труд детей до 12 лет
1884 университетский устав (лишение университетов автономии)
1887 закон о кухаркиных детях – запрет на образование детей низших слоев общества
1890 положение о земских учреждениях
1892 городская контрреформа (увеличение имущественного ценза)

Финансовая политика

Н.Х Бунге
1881-1887
И.А. Вышнеградского
1887-1892
С.Ю. Витте
1892-1917
  • реформирование налоговой системы
  • повышение косвенных налогов
  • рост пошлин
  • сокращение армии
  • накопление средств игра на бирже
  • повышение таможенных пошлин
  •  частное предпринимательство
  •  жесткая налоговая политика
  •  увеличение таможенных пошлин
  •  денежная реформа
  • привлечение иностранного капитала.

Внешняя политика


Общественное движение

Консерватизм:

Представители - государственные деятели, литераторы и философы - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, в своих работах развивали традиции Погодина, Шевырева и Уварова.

Основные положения консерватизма. Это направление не было единым в идейном отношении. Его представители высказывали различные мысли, но для всех был характерен ряд общих идейных установок:

  • во главу угла ставилась русская национальная идея, представления о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;
  • основным идеологическим принципом оставалась триединая формула - самодержавие, православие, народность, основной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;
  • отрицалась необходимость культурной и идеологической европеизации России, т. к. считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;
  • подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;
  • сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

В то же время некоторая часть консерваторов осознавала неизбежность перемен. Различные представители этого крыла консерватизма (П.А. Шувалов, И.И. Воронцов-Дашков, Н.П. Игнатьев и др.) в 60-80 гг. предлагали ограниченные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа.

Деятельность консерваторов. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления, прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной с точки зрения властей.

Но деятельность консерваторов не сводилась к публикации книг и статей (в изданиях Каткова Русский вестник, Московские ведомости, Мещерского Гражданин и многих др.). Некоторые представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и его окружение. Особенно значительным было воздействие Победоносцева на Александра III.

 Либерализм

Представители либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции - Б.Н.Чичерин, К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.М. Унковский, И.И. Петрункевич, И.С. Тургенев. Но определенное место в либеральном движении занимал ряд либерально настроенных высших чиновников, в том числе министры - М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А. Абаза, пытавшихся в своей государственной деятельности осуществлять некоторые свои убеждения.

Идейные установки либералов. Либеральная мысль не была единой, но характеризовалась при этом многими общими положениями:

  • необходимо утверждение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности;
  • следует создавать представительные органы власти, начиная с земства - места сотрудничества представителей всех сословий, школы конституционализма, и завершая общерусским парламентом;
  • наиболее оптимальной формой государственного устройства страны либералам представлялась конституционная монархия, но переход к ней многими из них оговаривался необходимостью создания соответствующих социальных и культурных предпосылок, без которых Россия при ослаблении центральной власти, по их мнению, могла оказаться жертвой безудержной народной стихии (к 70-м годам признавали невозможность введения Конституции)
  • следует европеизировать Россию, распространять образование и научные знания;
  • Россия должна развиваться лишь эволюционным путем с помощью реформ сверху;
  • недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции;
  • общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод;
  • основная задача интеллигенции, с одной стороны, просвещать народ, способствуя формированию личного начала в народной среде, а с другой - воздействовать на власть, склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами.

Деятельность либералов.

Русский либерализм не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников.

Основная его особенность заключалась в специфике социальной базы либерализма в России. Либеральное течение не было связано, как на Западе, с широкими слоями предпринимателей, и опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Этим объясняется, в частности, то, что до начала ХХ в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Отличало его также отношение к самодержавию, в котором до начала ХХ века либералы видели единственную силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность.

Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы Отечественные записки, Русский вестник, Вестник Европы, Русская мысль, газеты Голос, Молва, Земство, Русские ведомости.


начало   предыдущая   следующая
Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты

Архив записей

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz