Принято считать, что человек творец своей судьбы. В
2000 году сразу после школы я осознанно выбрала профессию – педагог. После
окончания ВУЗа я переступила школьный порог в качестве учителя истории и
обществознания, и сразу стало понятно, что я не ошиблась со своим выбором. Ежедневно,
урок за уроком доказывал мне, что я люблюдетей. А раз люблю, значит научу. Тем более что эта любовь взаимная.
Хотя многие вокруг говорят о том, что в профессии
педагог нет ни денег, ни почета, я продолжаю верить в то, что эта профессия
самая лучшая. Все кто так говорит, не понимают, что для них учитель – просто
слово, а для меня это целый мир!
Никогда не забуду свой первый рабочий день в школе,
первый урок. Страха не было, были сомнения: как начать, что сказать детям?
Когда я вошла в класс, и прозвенел звонок, я как будто оказалась на сцене в
ярком свете рамп. И именно тогда ушли сомнения, я поняла, что должна сделать
что-то интересное, необычное, запоминающееся. Мой разум не сохранил тему того
урока, погоду за окном.Он запечатлел
только детские глаза: серые, карие, зеленые, оценивающие, выжидающие,
внимательные, дерзкие. Я улыбнулась и решила, что не в коем случае не должна их
разочаровать, обмануть, погасить в них свет ни сегодня, ни завтра, никогда. Тогда я еще не
знала, что единицей измерения моей жизни станут 45 минут школьного урока. 45
минут для школы это целая жизнь с радостями, трудностями, в которой ученик и
учитель становятся единым слаженным организмом.
Поэтому первый урок в школе был не мой, а для меня.
Мне думалось, что я учу детей - а оказалось, что учили они меня. Учили быть
умной, учили быть доброй, учили быть вместе с ними, смотреть на мир их глазами.
Через слезы, огорчения и радости я пришла к пониманию того, что не нужно учить
и воспитывать, нужно увлечь, зажечь и взаимодействовать.
Детская натура тонкая, ранимая, чувствующая любую
фальшь, поэтому слукавить не удастся. Только через искреннее отношение,
уважение и понимание можно достучаться до детских сердец. Нужно быть им не столько
воспитателем, сколько другом. Но другом намного больше знающим, умеющим
подсказать, поддержать в трудную минуту. Другом всегда готовым поделиться своим
жизненным опытом и прийти на помощь. Ребенок должен быть уверенным, что здесь
его поймут и не осудят. Ведь нет плохих детей, есть плохие поступки, которые
можно и нужно исправлять, и пополнять копилку добрых дел, тогда и судьба
отнесется к тебе по-доброму.
Мы не плохие и не хорошие, не добрые и не злые, мы
ветви одного дерева, растущего и развивающегося вместе в современном мире.
Сегодня мы живем в сложном и неоднозначном времени – в
эпоху перемен. Во времена нестабильности лишь история может стать проводником в
неизвестное завтра. Знание истории необходимо нам для культурного возрождения и
развития России. Поэтому цель стоящая перед учителем истории сегодня учить
детей освоить опыт прошлых поколений и уметь применять его для анализа
современности.
Для меняважно,
чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом постоянно
меняющемся информационном обществе. Активность, умение ориентироваться в
потоках окружающей нас информации, критический характер мышления,
самостоятельность, коммуникативность – вот черты нового человека XXI века. Черты, которые я пытаюсь воспитать в каждом из
них.
Сейчас в классы приходят дети с разными способностями,
разным уровнем развития, разных национальностей, разного вероисповедания. У
каждого свой мир, подчас очень разный. И моя задача как учителя ничего, не
«сломав», войти в этот мир «увидеть» каждого ребенка и главное помочь ему быть
успешным.
Поэтому на уроке я всегда «рядом» с учеником, а не
«над» ним. В процессе работы у меня сложился ряд правил, которым я следую
непрестанно.
Первое правило, прежде чемобъяснять – заинтересовать, прежде чем
заставлять действовать – подготовить к действию, прежде чем сообщить что-то
новое – вызвать ожиданиенового. Поэтому
в практике использую проблемный метод обучения. Работаю с приемами и методами
таких современных технологий как информационно-коммуникативная технология,
технология критического мышления, проектная технология и др.
Второе правило, в жизни не стоит искать легких путей.
Иногда усталость берет надо мной верх, хочется придти домой, забыться,
расслабиться забросить учебники. Но нет, собираю волю в кулак и обдумываю новую
проблему, которую мы обсудим с 8А и красочную презентацию для – 9В, а может
тему нового проекта, который мы реализуем с 10В.
И именно тогда появляется третье правило, оставаться с
детьми всегда естественной, искренней, открытой и справедливой. Педагог это
такая профессия, которая находиться под сильным контролем, под каким не
находится ни один человек в мире. Никто так не уловит все тонкости как детские
глаза. Они так тонко чувствуют фальшь, что любой обман, и ты не заслуживаешь их
доверия, любви и внимания.
Последнее правило, учись сам и только тогда начинай
учить других. Любознательность моих ученикови их заинтересованность не позволяют мне успокаиваться, надо быть всегда
готовой ответить на любой вопрос, уча, я постоянно учусь сама. Посещаю курсы
повышения квалификации, семинары, участвую в международных и всероссийских
конференциях, работаю над диссертационным исследованием в области педагогики.
Помня о том, что только мастер может научить мастера и только интересная
личность может воспитать интересную личность, стараюсь во многом стать примером
для своих учеников.
Сегодня школа для меня это мир бесконечных вопросов,
неторопливых размышлений, мир тревожных исканийи внезапных озарений. Каждый день я вхожу в двери школы, с ее
бесконечной суматохой, шумом и гамом. Десятки детских голосов, почти
одновременно говорят мне: «Здравствуйте, Наталья Анатольевна!». От этого у меня
сжимается сердце и перехватывает дыхание и мне снова и снова хочется идти сюда…
Памятные даты
6 июля 2021
До 300-летия Кузбасса осталось:
9 мая 2020
75-я годовщина Победы в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годов
Проект
«Формирование ответственного отношения подростков к семье»