Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 06:31

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
В отношении семьи мой ребенок ведет себя ответсвенно?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Революция 1905 - 1907 (9, 11 класс)

Предмет: История России

Класс: 11 А

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Лекция с элементами беседы, и работой со схемой

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий первой российской революции.
  • Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы событий, работать с историческими документами.
  • Охарактеризовать роль революции 1905-1907 года в процессе формирования многопартийности страны.

Ход урока:

1.     Организационный момент. Знакомство с «Путеводителем урока». Планом урока (2-4 минуты)

2.     Причины революции 1905-1907 года (5 минут)

3.     Предпосылки революции (5-6 минут)

4.     Этапы революции. Составление схемы «Революция 12905-1907 года»(14 -17минут)

5.     Итоги революции (4 минуты)

6.     Тестирование (5 минут)

7.     Подведение итогов. Рефлексия. (3 минуты)

Материалы урока:

 
Урок составлен на основе поурочно-тематического планирования для 11 А класса по примерной программе среднего (полного) общего образования по истории.

Мотивация учащихся: Тема, которую мы сегодня рассмотрим, познакомит нас с революционными событиями 1905-1907 года, поможет разобраться в противоречиях общества возникших в начале XX века. Откроет нам предпосылки формирования многопартийной системы современной  России. Поэтому задача нашего урока: «Выявить причины, характер, этапы и последствия первой российской революции»

План урока:

  1. Причины революции
  2. Предпосылки революции.
  3. Этапы революции
  4. Итоги революции
  5. Тестирование

 1.    Революция 1905-1907 года – демократическая революция в России вызванная резким обострением противоречий между самодержавием и практически всеми слоями общества

Давайте вспомним что такое революция ?

Революция – коренной переворот в жизни общества совершаемый насильственным путем. (Знакомство с основными терминами урока в разделе презентации «Термины» слайды 5-8). Запись в тетрадь

Причины революции (слайд 4). По возможности учащиеся самостоятельно выделяют причины революции на основе пройденных тем:

  • Сохранение самодержавия, отсутствие представительной власти;
  • Сохранение феодально-крепостнической системы (помещичьего землевладения);
  • Низкий материальный уровень жизни,  отсутствие прав рабочего класса;
  • Недовольство национальных районов русификаторской политикой самодержавия;
  • Поражение в русско-японской войне показавшее техническую отсталость страны.

А теперь рассмотрев причины революции, выделите категории населения России начала XX века заинтересованных в активных революционных действиях?

Категории населения: рабочие, крестьяне, национальные меньшинства, солдаты, интеллигенция. Таким образом, мы можем говорить о всероссийской революции. Основной причиной революции является борьба за демократические права,  следовательно революция будет носить демократический характер.

Целью революции будут демократические преобразования, создания представительной власти, улучшения положения общества.

Средства борьбы: забастовки, стачки, восстания, погромы.

2. Предпосылка революции: (слайд 9.)

3 января 1905 года начало забастовки на Путиловском заводе в знак протеста против увольнения четырех своих товарищей. В поддержку забастовки священник Г.А. Гапон организовал  шествие рабочих для передачи петиции царю Николаю II. (знакомство с личностью Г.А.Гапона, Николая II -  раздел презентации  «Библиография», слайд 10-12)

Работа с текстом петиции учебник с.31. Вопросы к документу:

1.      Каков характер требований изложенных в петиции рабочих к царю.

2.      Охарактеризуйте отношение к царю рабочего класса исходя из требований петиции?

9 января 1905 года -  шествие рабочих к Зимнему Дворцу (140 тыс. человек) было расстреляно гвардейскими войсками. 96 человек погибло, 330 человек было ранено, арестовано 600 человек. В этот же вечер начинаются забастовки, массовые беспорядки, столкновения с войсками.

3. Этапы революции (слайды 13-17)

Работая над этапами революции, учащиеся параллельно составляют схему революции. Для составления можно использовать презентацию раздел «Схема Революции 1905-1907 года».

I этап.  9 января 1905 года – декабрь 1905 года

восходящий этап революции

Январь-февраль 1905 – крестьянские выступления. Создание «Всероссийского крестьянского союза».

Поражения в русско-японской войне, вызвал волну забастовок в среде рабочих. Восстание в Ивано-Вознесенске (создание Совета рабочих уполномоченных)

Июнь 1905 восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический» . Сдался в Румынии.

Осень 1905 восстание на крейсере  «Очаков» (300 чел.)

19.09-13.10. Всероссийская стачка. Появление советов рабочих депутатов

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с текстом документа слайд 16. Вопросы к документу: Проанализируйте текст документа и охарактеризуйте своевременность, характер и глубину предложенных правительством мер. Расскажите о, влиянии данных мер на  поведение революционных масс?

9-19.12.1905 – Восстание в Москве. На баррикадах выступило 6 тыс. чел. Восстание поставило Россию перед угрозой гражданской войны

II этап. декабрь 1905 - 3 июня 1907 года

нисходящий этап революции

1906-1907 рабочие и крестьянские восстания в армии и на флоте пошли на убыль

11.12.1905 – закон о выборах в Государственную Думу

23.04.1905 – Основные законы Российской империи

Созывы I, II Государственной Думы.

В итоге работы по этапам революции должна получиться следующая схема

.Причины поражения (слайд 17):

Разрозненность сил, отсутствие лидера, планов революции, стихийность, отсутствие поддержки восставших военными.

4. Итоги революции (слайд 18): Давайте попытаемся на основе характеристики Манифеста 17 октября и других документах принятых в ходе революции выделить итоги событий 1905-1907 года?

Появление в стране элементов демократии Государственного совета, Государственной Думы.

Формирование многопартийности в стране.

Создание Декларации прав личности.

Отмена выкупных платежей. Сокращение помещичьего землевладения.

Сокращение рабочего дня, разрешение профсоюзов, забастовок рабочих.

Сохранение самодержавия.

Национальные районы получили право на обучение на родном языке.

Вывод: 1905 год обнажил косность правящего режима, который решился на проведение назревших преобразований лишь под давлением революционной стихией.

5. После работы над итогами выводом революции учащиеся работают с разделом презентации «Проверь себя» (слайд 20), выполняют тест на три задания.

1.     Наибольшим завоеванием первой революции современники назвали требование:

a)     8-часовой рабочий день

b)    Уничтожение помещичьего землевладения

c)     Создание органов народного представительства.

2.     Расставьте события в хронологической последовательности

a)     Образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных

b)    Восстание на броненосце «Потемкине»

c)     Расстрел мирного шествия рабочих в Петрограде

d)    Вооруженное восстание в Москве

e)     Всероссийская политическая стачка.

3.     Выберите из ниже  предложенного . Почему рабочие (1), крестьяне (2), национальные меньшинства (3) принимали участие в восстании.

a)     Ограничение свободы предпринимательства

b)    Русификаторская политика самодержавия, ущемление национальных интересов

c)     Нехватка земли, высокие подати и платежи

d)    Низкая зарплата, тяжелые условия труда

Впоследствии используя метод взаимопроверки, учащиеся проверяю тест на основе раздела презентации «Шпаргалка» (слайды21-23) и выставляют оценки. В итоги каждый учащийся проверяет собственные знания за урок и получает итоговый балл.

Рефлексия урока

 Список использованной литературы:

1.     Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: Реформы и революция. – СПБ.: «Наука»,1991.- 324с.

2.     Логунов А.П. Революция 1905-1907 годов и российская социал-демократия.- Ростов на Дону,1992.- 450с.

3.     Хрестоматия по истории государства и права России.- Сост. Ю.П. Титова.- М.: «Издательство Проспект», 2001. – 472с.

4.     Ресурсы сайта  www. school-collection.edu.ru

Памятные даты

6 июля 2021

До 300-летия Кузбасса осталось:

9 мая 2020


75-я годовщина Победы в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты


Архив записей

Copyright MyCorp © 2024