Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.04.2024, 06:31 |
Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Революция 1905 - 1907 (9, 11 класс)Предмет: История России Класс: 11 А Тип урока: Изучение нового материала Форма урока: Лекция с элементами беседы, и работой со схемой Цели урока:
Ход урока: 1. Организационный момент. Знакомство с «Путеводителем урока». Планом урока (2-4 минуты) 2. Причины революции 1905-1907 года (5 минут) 3. Предпосылки революции (5-6 минут) 4. Этапы революции. Составление схемы «Революция 12905-1907 года»(14 -17минут) 5. Итоги революции (4 минуты) 6. Тестирование (5 минут) 7. Подведение итогов. Рефлексия. (3 минуты) Материалы урока:
Мотивация учащихся: Тема, которую мы сегодня рассмотрим, познакомит нас с революционными событиями 1905-1907 года, поможет разобраться в противоречиях общества возникших в начале XX века. Откроет нам предпосылки формирования многопартийной системы современной России. Поэтому задача нашего урока: «Выявить причины, характер, этапы и последствия первой российской революции» План урока:
1. Революция 1905-1907 года – демократическая революция в России вызванная резким обострением противоречий между самодержавием и практически всеми слоями общества Давайте вспомним что такое революция ? Революция – коренной переворот в жизни общества совершаемый насильственным путем. (Знакомство с основными терминами урока в разделе презентации «Термины» слайды 5-8). Запись в тетрадь Причины революции (слайд 4). По возможности учащиеся самостоятельно выделяют причины революции на основе пройденных тем:
А теперь рассмотрев причины революции, выделите категории населения России начала XX века заинтересованных в активных революционных действиях? Категории населения: рабочие, крестьяне, национальные меньшинства, солдаты, интеллигенция. Таким образом, мы можем говорить о всероссийской революции. Основной причиной революции является борьба за демократические права, следовательно революция будет носить демократический характер. Целью революции будут демократические преобразования, создания представительной власти, улучшения положения общества. Средства борьбы: забастовки, стачки, восстания, погромы. 2. Предпосылка революции: (слайд 9.) 3 января 1905 года начало забастовки на Путиловском заводе в знак протеста против увольнения четырех своих товарищей. В поддержку забастовки священник Г.А. Гапон организовал шествие рабочих для передачи петиции царю Николаю II. (знакомство с личностью Г.А.Гапона, Николая II - раздел презентации «Библиография», слайд 10-12) Работа с текстом петиции учебник с.31. Вопросы к документу: 1. Каков характер требований изложенных в петиции рабочих к царю. 2. Охарактеризуйте отношение к царю рабочего класса исходя из требований петиции? 9 января 1905 года - шествие рабочих к Зимнему Дворцу (140 тыс. человек) было расстреляно гвардейскими войсками. 96 человек погибло, 330 человек было ранено, арестовано 600 человек. В этот же вечер начинаются забастовки, массовые беспорядки, столкновения с войсками. 3. Этапы революции (слайды 13-17) Работая над этапами революции, учащиеся параллельно составляют схему революции. Для составления можно использовать презентацию раздел «Схема Революции 1905-1907 года». I этап. 9 января 1905 года – декабрь 1905 года восходящий этап революции Январь-февраль 1905 – крестьянские выступления. Создание «Всероссийского крестьянского союза». Поражения в русско-японской войне, вызвал волну забастовок в среде рабочих. Восстание в Ивано-Вознесенске (создание Совета рабочих уполномоченных) Июнь 1905 восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический» . Сдался в Румынии. Осень 1905 восстание на крейсере «Очаков» (300 чел.) 19.09-13.10. Всероссийская стачка. Появление советов рабочих депутатов Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Работа с текстом документа слайд 16. Вопросы к документу: Проанализируйте текст документа и охарактеризуйте своевременность, характер и глубину предложенных правительством мер. Расскажите о, влиянии данных мер на поведение революционных масс? 9-19.12.1905 – Восстание в Москве. На баррикадах выступило 6 тыс. чел. Восстание поставило Россию перед угрозой гражданской войны II этап. декабрь 1905 - 3 июня 1907 года нисходящий этап революции 1906-1907 рабочие и крестьянские восстания в армии и на флоте пошли на убыль 11.12.1905 – закон о выборах в Государственную Думу 23.04.1905 – Основные законы Российской империи Созывы I, II Государственной Думы. В итоге работы по этапам революции должна получиться следующая схема .Причины поражения (слайд 17): Разрозненность сил, отсутствие лидера, планов революции, стихийность, отсутствие поддержки восставших военными. 4. Итоги революции (слайд 18): Давайте попытаемся на основе характеристики Манифеста 17 октября и других документах принятых в ходе революции выделить итоги событий 1905-1907 года? Появление в стране элементов демократии Государственного совета, Государственной Думы. Формирование многопартийности в стране. Создание Декларации прав личности. Отмена выкупных платежей. Сокращение помещичьего землевладения. Сокращение рабочего дня, разрешение профсоюзов, забастовок рабочих. Сохранение самодержавия. Национальные районы получили право на обучение на родном языке. Вывод: 1905 год обнажил косность правящего режима, который решился на проведение назревших преобразований лишь под давлением революционной стихией. 5. После работы над итогами выводом революции учащиеся работают с разделом презентации «Проверь себя» (слайд 20), выполняют тест на три задания. 1. Наибольшим завоеванием первой революции современники назвали требование: a) 8-часовой рабочий день b) Уничтожение помещичьего землевладения c) Создание органов народного представительства. 2. Расставьте события в хронологической последовательности a) Образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных b) Восстание на броненосце «Потемкине» c) Расстрел мирного шествия рабочих в Петрограде d) Вооруженное восстание в Москве e) Всероссийская политическая стачка. 3. Выберите из ниже предложенного . Почему рабочие (1), крестьяне (2), национальные меньшинства (3) принимали участие в восстании. a) Ограничение свободы предпринимательства b) Русификаторская политика самодержавия, ущемление национальных интересов c) Нехватка земли, высокие подати и платежи d) Низкая зарплата, тяжелые условия труда Впоследствии используя метод взаимопроверки, учащиеся проверяю тест на основе раздела презентации «Шпаргалка» (слайды21-23) и выставляют оценки. В итоги каждый учащийся проверяет собственные знания за урок и получает итоговый балл. Рефлексия урока Список использованной литературы: 1. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: Реформы и революция. – СПБ.: «Наука»,1991.- 324с. 2. Логунов А.П. Революция 1905-1907 годов и российская социал-демократия.- Ростов на Дону,1992.- 450с. 3. Хрестоматия по истории государства и права России.- Сост. Ю.П. Титова.- М.: «Издательство Проспект», 2001. – 472с. 4. Ресурсы сайта www. school-collection.edu.ru |
|
Copyright MyCorp © 2024 |