сайт учителя истории и обществознания - Средневековая деревня (6 класс)
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 10:58

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
В отношении семьи мой ребенок ведет себя ответсвенно?
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Средневековая деревня (6 класс)

Предмет: Всеобщая история

Класс: 6 класс.

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный (презентация), словесный, частично-поисковый (работа с учебником). 

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (тест,  игра «Путаница»).

Приёмы: кластер, синквейн, работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление кластера).

Формы: комбиникованный

Цель: проанализировать роль крестьянского сословия в средневековом обществе.

Задачи:

образовательные задачи:

  • познакомиться  с основными категориями крестьян средневековья, охарактеризовать виды повинностей и форм зависимости
  • рассмотреть место крестьянкой  общины в жизни крестьян
  • рассмотреть быт крестьян в средние века.

развивающие задачи:

  • продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
  • родолжить развитие навыков критического анализа текста.

Воспитательные задачи:

  • Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Новые понятия: феодальная вотчина, поместье, лично зависимые крестьяне, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, экран,
  • презентация,
  • раздаточный материал (Тест).

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков  Просвещение, 2009,

Урок составлен на основе поурочно-тематического планирования для 6 «А» класса по примерной программе среднего (полного) общего образования по истории.

План урока:

  1. Вводная часть (повторение д/з, мотивация на изучение темы, вводный вопрос)
  2. Феодал и зависимые крестьяне. Повинности крестьян
  3. Крестьянская община. Натуральное хозяйство
  4. Будни средневековой деревни.
  5. Закрепление. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Вводная часть

Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы изучали …… но прежде чем приступить к изучению новой темы давайте вспомним материал предыдущего урока.

Итак, вашему вниманию представляется игра «Путаница». Работа у доски

расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий:

царьры, берг, тукуностьраз, рнирту, акозм,  кдекос

Работая с понятиями, не забудьте дать им определение (обратите внимание на последовательность важно для понимания и составления рассказа):

рыцарь –

кодекс чести -

турнир –

замок -

герб –

куртуазность –

А теперь составьте рассказ из пяти предложений на тему «Рыцарь в средневековом обществе». (сдали листочки)

А теперь ответьте на вопросы (Текущий контроль знаний и умений):

  • Назовите причины образования сословий в западноевропейском средневековом обществе?
  • Что такое феодальная иерархия? Какие категории населения входили в феодальную иерархию?

Итак рассмотрев структуру феодального общества средневековья мы определили что крестьянство находилось в самом низу феодальной иерархии. И вот у меня возник вопрос «Как вы думаете, какую роль играл крестьянин в средневековом обществе?». Ответ на этот вопрос мы найдем в течении изучения материала нашего урока  и параграфа ….. (здесь можно проговорить домашнее задание)((

2. Феодал и зависимые крестьяне. Повинности крестьян

В средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора». К IX - X веку всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга даже реки принадлежали сеньорам. Возникла феодальная вотчина, или поместье. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. и.т.д. В вотчине все земли обрабатывали зависимые крестьяне.

Запись в тетрадь: поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне (определение слайд).

Земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы (схема слайд). Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

А теперь давайте прочитаем учебник с.    и составим кластер по теме «Крестьяне». Составляют дети. Слайд 8

Физкультминутка

3. Крестьянская община.

Крестьяне были объединены в общины, которые ведали, прежде всего, хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», ког­да приходилось перебираться через участки соседей и даже господские.

Запись в тетрадь:  Чересполосица – это расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Слайд

После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву.

Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами. Феодалы требовали, что­бы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян.

А теперь прочитайте отрывок из пункта … И выпишите по пунктам «Какую роль играла община в жизни крестьян?»

Дети :

-       Община поддерживала мир и порядок на своей территории,

-       разыскивала преступников.

-       помогала беднякам выплачивать налоги,

-       опекала крестьянских вдов и сирот,

-       хранила обычаи,

-       проводила празднества и игры.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы — ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине. Такой вид хозяйства называют натуральным.  Слайд

Запись в тетрадь:  Натуральное хозяйство – вид хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Слайд

4. Будни средневековой деревни.

А теперь давайте прослушаем сообщение на тему  «Будни  средневековой деревни» слайд.

5. Заключение.

Итак, ребята, мы сегодня на уроке рассмотрели жизнь крестьян, их форму зависимости от феодалов, формы ведения хозяйства. И пришли к выводу. Учитывая, что крестьяне располагались  в низу феодальной лестницы, платформы  можно предположить что они  кормили все общество, поэтому  значение данного сословия огромно. (примерно так).

А теперь проверим, как вы освоили материалы урока. Решим тест.

Тест по теме: «Средневековая деревня».

1. Найдите лишнее.

Крестьянские повинности:

2.     Барщина

3.     Аренда

4.     Оброк

2. Выберите правильный ответ.

Согласно средневековым представлениям, зависимый крестьянин:

1.     Не мог быть владельцем земли

2.     Не нес повинности

3.     Не имел сеньора

3. Найдите лишнее.

Оброк включал в себя обязанность:

1.     Приносить часть урожая зерновых, овощи, фрукты, птицу сеньору

2.     Отдавать сеньору часть денег, вырученных от продажи продуктов

3.     Давить виноград на прессе сеньора

4. Выберите правильный ответ.

Важнейшая ценность средневекового общества:

1.     Богатство

2.     Земля

3.     Деньги

5. Найдите лишнее.

Барщина включала в себя:

1.     Работу на поле и в хозяйстве сеньора

2.     Работу по перевозке грузов

3.     Обязанность печь хлеб в печи сеньора

Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты

Архив записей

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz