Экзаменационные вопросы для очного и заочного отделения по курсу
« Теория и методика преподавания истории»
Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.
Достижения методики преподавания истории XI-XVIII века: цели, способы и средства обучения.
Методисты XIX века, их вклад в развитие методики обучения истории.
Методика обучения истории в начале XX в.
Школьное историческое образование в 1917 – 1930 гг.
Принципы и структура исторического образования в советской школе 50 – 60-х гг. Методисты этого времени и основные их труды.
Школьное историческое образование и совершенствование теории и практики обучения в 60 – 80-е гг. Основные методические труды и их авторы.
Историческое образование 90-х гг. Закон «Об образовании РФ», Концепция исторического образования: цели, задачи, структура.
Концепции современного исторического образования (Президентская инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения)
Федеральные государственный стандарт (Цели, задачи, содержание). Базисный учебный план. Особенности работы с БУП 2004г.
Современные учебные программы по истории, их роль в работе учителя. Составление рабочей программы учителя (Структура, содержание). Поурочно-тематическое планирование учителя.
Элективные курсы (Цели, задачи, виды, составления рабочей программы). Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (18.07.2002 №327\83).
Линейная и концентрическая система обучения
УМК по истории. Школьный учебник. Федеральный перечень учебников. Методы и приемы работы с учебником.
Структура исторических знаний учащихся: факт, событие, процесс
Организация учебной деятельности учащихся в процессе изучения фактического материала по истории: приемы и средства.
Роль исторических понятий в изучении истории (Классификация понятий. Принципы, приемы формирования понятий.)
Понятие о методах, методических приемах и средствах обучения. Классификация методов по источникам познания и по уровням познавательной деятельности.
Понятие умений, навыков в обучении истории. Их классификация; основные умения школьников, вырабатываемые в процессе изучения истории.
Цели обучения истории в современной школе.
Современные требования к уроку истории. Содержание подготовки учителя к уроку. Этапы и функции подготовки учителя к уроку. Структурно-функциональный анализ изучаемого материала.
Классификация уроков истории (классификация уроков по ФГОС ООО). Различные точки зрения на эту проблему. Соотношение типов и форм уроков
Комбинированный урок и его звенья.
Анализ урока истории. Самоанализ урока
Формы. Виды и приемы проверки знаний и умений учащихся. Содержание, задачи и организация проверки знаний и умений учащихся на различных уровнях познавательной самостоятельности. Критерии оценки на уроках истории.
Приемы и средства наглядного преподавания и учения истории. Историческая карта. Приемы работы с картой.
Хронология. Способы формирования, диагностики и развития хронологических знаний учащихся.
Понятие технологии (структура, признаки, критерии). Понятие технологическая карта. Сравнительная характеристика методики и образовательной технологии.
Проектная технология. Технология дискуссии.
Понятие о познавательных возможностях учащихся. Дифференциация в обучении истории. (Технология разноуровневого обучения). Модульная технология обучения.
Технология развития критического мышления.
Использование информационных технологий на уроке истории. Правила оформления презентации к уроку истории. ЦОРы.
Нетрадиционные формы проведения уроков; методы и приемы работы учителей-новаторов (Шаталов, Латышева и др.).