Задание для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по курсу "Теории и методике преподавания истории"
(скачать)
Задания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
- Составить рабочую программу по истории за любой класс (5-11). В соответствии с количеством времени, отведенным на изучение данного курса истории по БУП 2010.
Содержание рабочей программы (Оформление смотрите в приложении 1):
- Титульный лист (название курса, класс, название авторской программы, ФИО, должность)
- Пояснительная записка (На основе каких документов составлена (ФГОС, БУП, авторская или примерная программа, рабочий план школы); кол-во часов на изучение курса; УМК; цели, задачи курса; актуальность)
- Содержание курса (кратко по разделам)
- Тематическое планирование (таблица)
- Поурочно-тематическое планирование (таблица)
- Знания, умения, навыки сформированные при изучении курса
- Список литературы
Шаблон в приложении 1
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - м:, 1998. глава. 8 - содержание общего образования (п. 8.4-8.6)
- Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д.Днепров. – М., 2007 Дрофа. (Примерная программа по истории)
- Авторские программы Годер, Вигасин, Агибалова, Донской, Данилов, Косулина, Загладин, Волобуев и т.д. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы, Просвещение, 2006
- школьные учебники можно скачать в электронном варианте на сайте (alleng.ru)
Учебники (можно выбрать другие):
Класс
|
Название учебников
|
5 класс
|
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира Просвещение, 2009
|
6 класс
|
Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков Просвещение, 2009
А.А Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2009
|
7 класс
|
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени Просвещение,2009
А.А Данилов, Л.Г. Косулина История России. Конец XVI –XVIII век – М.: Просвещение, 2009
|
8 класс
|
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени Просвещение, 2009
Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России XIX в. - М: Просвещение, 2009.
|
9 класс
|
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история Просвещение, 2009
Данилов А.А. Косулина Л.Г. Брант М.Ю. История России XX в. – начало XXI - М: Просвещение, 2009
|
10-11 класс
|
Волобуева В.О. «Россия и мир» 10 класс.- Дрофа 2009
Волобуева В.О. «Россия и мир» 11 класс. Дрофа 2009
|
- Составить анализ школьного учебника по плану:
План:
- Соответствие целям исторического образования данного периода
- Подходы к изложению материала (цивилизационный, культурологический, естественно-исторический)
- Наличие в учебнике аппарата ориентировки. Внешние характеристики (объем, анализ оглавления, иллюстраций, разделы содержания, словари, карты, таблицы и т.д)
- Соответствие отбора материал возрасту учащихся
- Реализация в учебнике основных компонентов содержания школьного образования (формирование исторических понятий; исторических представлений; закономерностей исторического процесса; умений; ценностных отношений)
- Наличие обобщающего материала.
- Анализ вопросов и заданий к тексту, документам.
- УМК
Литература:
- Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век. Пособие для учителя. Е.Е.Вяземский. М, 2006
- Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю Учебник истории как сложный социокультурный научно-исторический феномен Лекция 6. His.1.september.ru (электронная версия журнала история)
- Короткова М.В. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории М, 1993 г.
- Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории М, 2003.
3.Составить конспект урока + технологическую карту любого типа и формы с применением современных образовательных технологий (ТРКМ, информационных технологий, модульного обучения, технологии проектной деятельности, технологии дискуссии и др.).Шаблон урока в приложении 2.
Литература:
- М.В. Короткова Практика по методике преподавания истории в школе. М,2004
- Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории М, 2003.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства
- Гора П.В. Методические приемы и средства наглядности обучения истории в школе, М, 1988
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - м:, 1998. глава. 12
- Кукушина В.С. Педагогические технологии. – М.2004
Приложение 1.
Оформление рабочей программы учителя
Содержание учебной программы:
1.Титул
2. Пояснительная записка
Например. Данная программа по обществознанию для 10 социально-гуманитарного класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с объемом времени, которое отводиться на изучение курсов по обществознанию для 10 гуманитарного классах по базисному учебному плану Р.Ф. и учебному плану средней общеобразовательной школы №12 на 2010-2011 учебный год. За основу была взяты авторская программа Л.Н. Боголюбова, Л.Ф Иванова, А.Ю. Лазебникова среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 102 часа по 3 часа в неделю.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
В работе над данным курсом используется учебно-методический комплект «Обществознание: профильный уровень». – Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
Освоение содержания курса «Обществознания» в 10 классе осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования и т.д.
3. Содержание курса (кратко).
Например. Введение. Цели и задачи курса «обществознания» в старшей школе. Методология предмета. Раздел 1. Специфика социально-гуманитарного знания. Естественные и социально-гуманитарные знания, их общее и особенное. Социальные науки и их классификация. Этапы развития социально-гуманитарного знания. Специальности и профессии в области социально-гуманитарного знания. Место философии в системе обществознания. Функции философии. Философия человека. Раздел 2. Общество и человек. Человечество как результат биологической и социо-культурной эволюции. Социум как особенная часть мира. Проблема общественного прогресса. Системное строение общества. Социальная система и ее среда. Процессы глобализации и становления единого человечества. Свобода и необходимость человеческой деятельности. Свобода выбора. Свобода и ответственность.
4.Тематическое планирование.
Например.
Тематическое планирование по обществознанию на 103 часа
№
раздела
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Контроль-ные
|
-
|
Введение
|
1
|
|
-
|
Специфика социально-гуманитарного знания и профессиональная деятельность
|
9
|
|
-
|
Общество и человек
|
26
|
1
|
-
|
Деятельность как способ существования людей
|
11
|
|
-
|
Сознание и познание
|
17
|
|
-
|
Личность. Межличностные отношения
|
30
|
|
-
|
Итоговое повторение
|
6
|
1
|
Всего
|
103
|
|
5.Поурочно-тематическое (календарное) планирование.
Например.
Поурочно-тематическое планирование по обществознанию на 103 часа
№ урока
|
Раздел, тема урока
|
Кол-во
часов
|
Примечание
|
-
|
Введение
|
1
|
|
-
|
Раздел 1. Специфика социально-гуманитарного знания Наука и философия
|
9
1
|
|
-
|
Человек и общество в ранних мифах
|
1
|
|
-
|
Человек и общество в первых философских учениях
|
|
|
-
|
Философия и общественные науки в Новое время
|
1
|
|
-
|
Философия и общественные науки в Новейшее время
|
|
|
-
|
Из истории русской философской мысли
|
1
|
|
-
|
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
|
1
|
|
-
|
Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор
|
1
|
|
-
|
Семинар «Мой профессиональный выбор»
|
1
|
|
-
|
Раздел 2. Общество и человек Происхождение человека.
|
27
1
|
|
-
|
Человечество как результат биологической и социо-культурной революции
|
1
|
|
-
|
Сущность человека как проблема философии
|
1
|
|
-
|
Человек – биосоциальная система
|
|
|
-
|
Мышление и деятельность человека
|
1
|
|
-
|
Повторительно-обобщающий урок: «Сущность человека»
|
1
|
|
6.Требование к уровню подготовки выпускников (знать уметь применять)
Например.
По итогам изучения данного курса предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций таких как:
- определение целостных характеристик изучаемого объекта;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- владение основными видами публичных выступлений.
7.Список литературы для учителя, для ученика.
Приложение 2
Оформление плана урока. Схема плана-конспекта урока
- Дата
- Класс
- Урок №
- Тема
- Тип урока
- Форма урока
- Цель: обучающая развивающая воспитывающая
- Задачи:
- Методы, приемы, технологии:
- Методы контроля:
- Оборудование
- Последовательность этапов урок (План с кол-ом времени):
- организационный (мотивация)
- проверка домашнего задания,
- закрепление новых знаний,
- всесторонняя проверка знаний,
- информация о дом. задании,
- подведение итогов (рефлексия)
- Содержательная часть урока:
- Этап урока.
- В конспекте прописываются тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, тесты, термины, рекомендации по выполнению дом. задания.
- Межпредметные связи
- Связь с предыдущим и последующим уроке. Место темы в планировании.
- Связь темы с сегодняшним днем.
- Приложение (дидактический материал, схемы, тесты, презентации и т.д.).
|