Быстрые перемены,
происходящие в современном мире и в российском обществе, особо ставят вопрос о
повышении уровня квалификации и расширении пространств личностных качеств и
профессиональных знаний, умений и компетенций учителя – человека, реально
формирующего будущее страны. Это требует значительных изменений подходов и
технологий обучения и воспитания студентов педагогических вузов – будущих
учителей нового поколения.
Важный шаг в этом
направлении сделан в России в 2011 году. Все педагогические вузы страны
полностью перешли в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)
на многоуровневую систему подготовки учителей (бакалавров и магистров). Качественная педагогическая практика студентов
в новых условиях современной школы становится необходимой ценностной и
развивающей средой для формирования профессионально-личностных качеств будущего
учителя.
Личность учителя, его
профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство
сегодня как никогда оказываются наиболее важными условиями обеспечения
эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности учащегося.
Качество образования будущего учителя, уровень сформированности его
профессиональной компетентности являются в наше время важнейшими критериями
состояния, результативности и эффективности процесса подготовки новых поколений
учителей, его соответствия потребностям современного общества. [1, с.25]
Сегодня необходимо не
только постоянно и систематически обновлять содержание и технологии
образования, но и целенаправленно формировать новую среду обучения и
педагогической практики будущих учителей, которая может позволить развивать
большой набор их общекультурных, общепедагогических и профессиональных компетенций,
необходимых им для решения новых сложных социально-педагогических задач.
Определение педагогической
практики, обозначенной в ФГОС ВПО - это профессионально-практическая
подготовка студентов. В соответствии с этим стратегическая цель
педагогической практики бакалавров и
магистров в КузГПА ИФ может быть сформулирована следующим образом:
«Содействие становлению компетенций у бакалавров и магистров образования в
области решения широкого спектра профессиональных задач, которые способствуют
становлению у будущих учителей истории и обществознания профессиональной
позиции, овладению профессиональной культурой на основе освоения разнообразных
способов педагогической деятельности».
Педагогическая практика
проводится на 4-м (восьмой семестр) и 5-м
(девятый семестр) курсах исторического факультета с отрывом от учебных занятий.
Практика проходит в течение 7 недель в базовых образовательных учреждениях,
студенты работают учителями по специальности «история» и « обществознание» и
также помощниками классных руководителей. Руководство и контроль над
проведением педагогической практики студентов осуществляют кафедра «Отечественной
истории и методики преподавания истории» и кафедра «Всеобщей истории, философии и социальных
наук».
В ходе осуществления практики
студент самостоятельно, в соответствии с планом работы учителя-историка и классного
руководителя должен заблаговременно готовиться к урокам, классным часам
(тематическим и актуальным, то есть отражающим реакцию на происходящие события
и ситуацию в классе). Подбирать литературу, выстраивать концепцию или
определять свою позицию в рассматриваемом вопросе, методически продумывать
планируемое занятие. Кроме этого, студент-практикант должен участвовать во всех
делах своего класса: дежурство по школе, собрания и прочее, то есть он должен
выполнять все функциональные обязанности классного руководителя при курирующей
помощи учителя-наставника.
Совершенно естественно, что все надежды на осуществление практической
подготовки студентов в аспекте учебно-воспитательной работы факультет связывает
с деятельностью учителей и классных руководителей в школах. Учитель или классный
руководитель, по мысли руководителей практики, должен познакомить студента с
учащимися класса, дать максимально полную характеристику классу и отдельным
учащимся, обратить внимание на особенности класса; познакомить студента с
учителями, преподающими в выбранном классе; представить студента учащимся,
помочь установить контакт с подростками. Он должен познакомить студента с
планом работы, оказать консультативную помощь при разработке занятий. Кроме
того, в обязанности учителей и классных руководителей входит посещение зачетных
мероприятий студента, организация его обсуждения, оценивание мероприятия;
оформление заключения о работе студента в бланке отчета [3, с. 84].
Однако, как показывают результаты обсуждения итогов педагогической практики
на факультетских конференциях, именно эта сторона деятельности вызывает
наибольшие затруднения у студентов-практикантов и, вместе с тем, наибольшее количество
нареканий. Из года в год повторяются жалобы студента на невнимание со стороны учителей
и классных руководителей, нежелание решать педагогические проблемы
студентов-практикантов, неспособность объяснить недочеты в их работе,
неопределенность критериев оценивания уроков, воспитательного мероприятия и
т.д. Создается впечатление, что появление практиканта в классе некоторые учителя,
к нашему огромному сожалению, воспринимают или как обузу, или как бесплатную
помощь. При этом студент (а это не всегда выпускник вуза) уже должен быть готов ко всем формам
взаимодействия с детьми и взрослыми. А если этот помощник не справился с
поручением, то это ни в коем случае не может расцениваться как недоработка
классного руководителя или учителя. Это вина факультета или самого студента.
Такой подход к педагогической практике со стороны школы не может быть
признан плодотворным и конструктивным. Студенты обычно очень тяжело переживают
неудачи в ходе осуществления образовательного и воспитательного компонентов
педагогической практики. У них складывается представление о собственной
неспособности обучать, воспитывать детей в будущем. Как минимум, эти студенты
отказываются от перспективы работать в школе по окончании вуза.
Для достижения поставленной
факультетом цели необходимо преодолеть следующие проблемы прежней педагогической
практики:
- недостаточное
повторение студентами перед педагогической практикой курсов по педагогике и
методике преподавания предметов (Решение: до выхода на практику проводить конференцию
с привлечением преподавателей факультета для чтения кратких установочных
лекций);
- недостаточное
взаимодействие педагогов, психологов и методистов в процессе организации и
проведения педагогической практики студентов (Решение: анализ уроков студентов-практикантов
проводить с привлечением учителей-предметников и методистов факультета);
оторванность
педагогической практики от реальных образовательных процессов, направленных на
повышение качества обучения и воспитания учащихся (Решение: в рамках курсов
методики преподавания истории и обществознанию готовить студентов к внедрению
инноваций в школе, к развитию олимпиадного движения, подготовке учащихся к ГИА,
ЕГЭ); - отсутствие
четкого, ясного заказа от работодателей на приоритетное развитие определенных
личностных качеств, профессиональных знаний, умений и компетенций студентов -
будущих учителей, готовых профессионально выполнять задачи новой российской
школы (Решение: до и после проведения практики проводить установочные и
итоговые конференции с привлечением педагогов, администраций школ города).
В новых условиях
подготовка студентов - будущих учителей должна носить более системный характер,
большую направленность и высокую степень мобилизации организационных и
педагогических ресурсов для достижения желаемой цели повышения качества
обучения и подготовки учителей нового поколения.
Исходя
из этого, приоритетными принципами педагогической практики факультета
должны стать следующие:
- признание
каждого студента личностью, обладающей универсальными и индивидуальными
способностями, развитие личности студента, наращивание его человеческого,
культурного и социального капитала;
- самореализация
и самоактуализация студентов в учебно-профессиональной деятельности,
ответственность студента за собственные образовательные достижения;
- интегративный
характер формирования у студентов психолого-педагогических и методических
компетенций через единство теоретической и практической подготовки будущих
учителей;
- открытость
практики к внешним запросам, постоянное взаимодействие с работодателями,
родителями и учащимися для непрерывного повышения качества обучения и
воспитания студентов в соответствии с требованиями всеобщего менеджмента
качества;
- ориентация
задач педагогической практики на новые ФГОС начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования второго поколения и на
образовательные инициативы, задачи развития дистанционного образования;
- преобразование
пространств педагогической практики в пространство выявления и поддержки
талантливых студентов, ориентированных на педагогическую деятельность;
- опора
на инновационные школы Новокузнецка (Например, МАО «СОШ№ 112» с углубленным
изучением информатики).
Реализация всех
вышеизложенных принципов педагогической практики может обеспечить требуемый
переход от интегральной характеристики педагогической практики
«осведомленности» студентов к интегративному параметру педагогической практики
- «эффективному использованию педагогических знаний и умений в реальной
практике».
Литература:
- Абасов
З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении
[Текст] // Педагогика. 2011. № 7 С. 24-27
- Концепция
педагогической практики в КГПУ им. В.П. Астафьева до 2020 года. [Текст] Красноярск, 2011 45 с.
- Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая
культура учителя [Текст] // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82-88.
|