Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.11.2017, 08:19

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Каталог
Актуальные проблемы воспитания ответственности подростков к семье [1]
Педагогика, семья, подростки, ответственность
Сайт как новая форма общения школы и семьи [2]
Педагогика, персональный сайт, воспитание подростков, семья, ответственность
Педагогика, методика преподавания [2]
Методика преподавания истории, обществознания, педагогика
Наш опрос
Какая информация сайта вам понравилась (понадобилась)
Всего ответов: 152
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Международных конференций по педагогике » Педагогика, методика преподавания

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭТАПА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Быстрые перемены, происходящие в современном мире и в российском обществе, особо ставят вопрос о повышении уровня квалификации и расширении пространств личностных качеств и профессиональных знаний, умений и компетенций учителя – человека, реально формирующего будущее страны. Это требует значительных изменений подходов и технологий обучения и воспитания студентов педагогических вузов – будущих учителей нового поколения.

Важный шаг в этом направлении сделан в России в 2011 году. Все педагогические вузы страны полностью перешли в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на многоуровневую систему подготовки учителей (бакалавров и магистров). Качественная педагогическая практика студентов в новых условиях современной школы становится необходимой ценностной и развивающей средой для формирования профессионально-личностных качеств будущего учителя.

Личность учителя, его профессиональная компетентность, социальная зрелость и духовное богатство сегодня как никогда оказываются наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности учащегося. Качество образования будущего учителя, уровень сформированности его профессиональной компетентности являются в наше время важнейшими критериями состояния, результативности и эффективности процесса подготовки новых поколений учителей, его соответствия потребностям современного общества. [1, с.25]

Сегодня необходимо не только постоянно и систематически обновлять содержание и технологии образования, но и целенаправленно формировать новую среду обучения и педагогической практики будущих учителей, которая может позволить развивать большой набор их общекультурных, общепедагогических и профессиональных компетенций, необходимых им для решения новых сложных социально-педагогических задач.

Определение педагогической практики, обозначенной в ФГОС ВПО - это профессионально-практическая подготовка студентов. В соответствии с этим стратегическая цель педагогической практики бакалавров  и магистров в КузГПА ИФ может быть сформулирована следующим образом: «Содействие становлению компетенций у бакалавров и магистров образования в области решения широкого спектра профессиональных задач, которые способствуют становлению у будущих учителей истории и обществознания профессиональной позиции, овладению профессиональной культурой на основе освоения разнообразных способов педагогической деятельности».

Педагогическая практика проводится на 4-м (восьмой семестр) и   5-м (девятый семестр) курсах исторического факультета с отрывом от учебных занятий. Практика проходит в течение 7 недель в базовых образовательных учреждениях, студенты работают учителями по специальности «история» и « обществознание» и также помощниками классных руководителей. Руководство и контроль над проведением педагогической практики студентов осуществляют кафедра «Отечественной истории и методики преподавания истории» и кафедра  «Всеобщей истории, философии и социальных наук».

В ходе осуществления практики студент самостоятельно, в соответствии с планом работы учителя-историка и классного руководителя должен заблаговременно готовиться к урокам, классным часам (тематическим и актуальным, то есть отражающим реакцию на происходящие события и ситуацию в классе). Подбирать литературу, выстраивать концепцию или определять свою позицию в рассматриваемом вопросе, методически продумывать планируемое занятие. Кроме этого, студент-практикант должен участвовать во всех делах своего класса: дежурство по школе, собрания и прочее, то есть он должен выполнять все функциональные обязанности классного руководителя при курирующей помощи учителя-наставника.

Совершенно естественно, что все надежды на осуществление практической подготовки студентов в аспекте учебно-воспитательной работы факультет связывает с деятельностью учителей и классных руководителей в школах. Учитель или классный руководитель, по мысли руководителей практики, должен познакомить студента с учащимися класса, дать максимально полную характеристику классу и отдельным учащимся, обратить внимание на особенности класса; познакомить студента с учителями, преподающими в выбранном классе; представить студента учащимся, помочь установить контакт с подростками. Он должен познакомить студента с планом работы, оказать консультативную помощь при разработке занятий. Кроме того, в обязанности учителей и классных руководителей входит посещение зачетных мероприятий студента, организация его обсуждения, оценивание мероприятия; оформление заключения о работе студента в бланке отчета [3, с. 84].

Однако, как показывают результаты обсуждения итогов педагогической практики на факультетских конференциях, именно эта сторона деятельности вызывает наибольшие затруднения у студентов-практикантов и, вместе с тем, наибольшее количество нареканий. Из года в год повторяются жалобы студента на невнимание со стороны учителей и классных руководителей, нежелание решать педагогические проблемы студентов-практикантов, неспособность объяснить недочеты в их работе, неопределенность критериев оценивания уроков, воспитательного мероприятия и т.д. Создается впечатление, что появление практиканта в классе некоторые учителя, к нашему огромному сожалению, воспринимают или как обузу, или как бесплатную помощь. При этом студент (а это не всегда выпускник вуза) уже должен быть готов ко всем формам взаимодействия с детьми и взрослыми. А если этот помощник не справился с поручением, то это ни в коем случае не может расцениваться как недоработка классного руководителя или учителя. Это вина факультета или самого студента.

Такой подход к педагогической практике со стороны школы не может быть признан плодотворным и конструктивным. Студенты обычно очень тяжело переживают неудачи в ходе осуществления образовательного и воспитательного компонентов педагогической практики. У них складывается представление о собственной неспособности обучать, воспитывать детей в будущем. Как минимум, эти студенты отказываются от перспективы работать в школе по окончании вуза.

Для достижения поставленной факультетом цели необходимо преодолеть следующие проблемы прежней педагогической практики:

  • недостаточное повторение студентами перед педагогической практикой курсов по педагогике и методике преподавания предметов (Решение: до выхода на практику проводить конференцию с привлечением преподавателей факультета для чтения кратких установочных лекций);
  • недостаточное взаимодействие педагогов, психологов и методистов в процессе организации и проведения педагогической практики студентов (Решение: анализ уроков студентов-практикантов проводить с привлечением учителей-предметников и методистов факультета);
  • оторванность педагогической практики от реальных образовательных процессов, направленных на повышение качества обучения и воспитания учащихся (Решение: в рамках курсов методики преподавания истории и обществознанию готовить студентов к внедрению инноваций в школе, к развитию олимпиадного движения, подготовке учащихся к ГИА, ЕГЭ);
  • отсутствие четкого, ясного заказа от работодателей на приоритетное развитие определенных личностных качеств, профессиональных знаний, умений и компетенций студентов - будущих учителей, готовых профессионально выполнять задачи новой российской школы (Решение: до и после проведения практики проводить установочные и итоговые конференции с привлечением педагогов, администраций школ города).

В новых условиях подготовка студентов - будущих учителей должна носить более системный характер, большую направленность и высокую степень мобилизации организационных и педагогических ресурсов для достижения желаемой цели повышения качества обучения и подготовки учителей нового поколения.

Исходя из этого, приоритетными принципами педагогической практики факультета должны стать следующие:

  •  признание каждого студента личностью, обладающей универсальными и индивидуальными способностями, развитие личности студента, наращивание его человеческого, культурного и социального капитала;
  • самореализация и самоактуализация студентов в учебно-профессиональной деятельности, ответственность студента за собственные образовательные достижения;
  • интегративный характер формирования у студентов психолого-педагогических и методических компетенций через единство теоретической и практической подготовки будущих учителей;
  • открытость практики к внешним запросам, постоянное взаимодействие с работодателями, родителями и учащимися для непрерывного повышения качества обучения и воспитания студентов в соответствии с требованиями всеобщего менеджмента качества;
  • ориентация задач педагогической практики на новые ФГОС начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования второго поколения и на образовательные инициативы, задачи развития дистанционного образования;
  • преобразование пространств педагогической практики в пространство выявления и поддержки талантливых студентов, ориентированных на педагогическую деятельность;
  •  опора на инновационные школы Новокузнецка (Например, МАО «СОШ№ 112» с углубленным изучением информатики).

Реализация всех вышеизложенных принципов педагогической практики может обеспечить требуемый переход от интегральной характеристики педагогической практики «осведомленности» студентов к интегративному параметру педагогической практики - «эффективному использованию педагогических знаний и умений в реальной практике».

 Литература:

  • Абасов З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении [Текст] // Педагогика. 2011. № 7 С. 24-27
  • Концепция педагогической практики в КГПУ им. В.П. Астафьева до 2020 года. [Текст]  Красноярск, 2011 45 с.
  • Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя [Текст] // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82-88.
Категория: Педагогика, методика преподавания | Добавил: Kaim (23.12.2013) | Автор: Позднякова Наталья Анатольевна
Просмотров: 752 | Теги: исторический факультет, педагогическая практика, педагогика, КУЗГПА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz