сайт учителя истории и обществознания - Лекция 14_2
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 11:00

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 459
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Лекция 14_2

3. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака:

  • РСФСР,
  • Украинская,
  • Белорусская,
  • Азербайджанская,
  • Армянская
  • Грузинская

А также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. Дальневосточная республика.

 В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и 'Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества.

Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости "уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКЩб) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. Были созданы два плана объединения республик:

  • И.В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него.
  • В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

 январь 1924 годапринятие  Конституции СССР

Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтовотелеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления.

Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами двухпалатный ЦИК: Союзный Совет и Совет Национальностей.

Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы. Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму.

Функции общесоюзных органов власти:

  • определение основ народнохозяйственных планов,
  • утверждение государственного бюджета,
  • установление единой денежной системы.
  • разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения.

 Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия Конституции СССР.

При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик.

Столицей СССР объявлялась Москва.

В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 19,18 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

 Выводы

  • Образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи.
  • Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.
  • Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход в СССР к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 30-Х ГОДОВ. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

 К 1926 г. советская экономика почти достигла уровня 1913 г., но техническая и технологическая база СССР оказалась устаревшей. Высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от государств Запада. В 1929-1932 гг. около 1 млрд. рублей страна тратила на импорт тракторов и автомобилей, черных металлов и проката. Удельный вес СССР в мировом импорте машин составлял в 1931 г. 30%, в 1932 г.- 50%. Низкой была техническая оснащенность войск. При этом экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать. В сложившихся условиях на повестку дня встала задача завершения индустриализации страны.

Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.

Задачи индустриализации.

  1. Большевики уже в первые годы советской власти столкнулись с необходимостью преодоления технико-экономической отсталости народного хозяйства, осуществления основной работы по индустриализации страны (вспомним план ГОЭЛРО). ХIV съезд ВКП(б) (1925 г.) выдвинул лозунг догнать и перегнать капиталистические страны.
  2. В стратегии реконструкции приоритетное значение приобрела проблема наращивания советского оборонного потенциала, которая стимулировала ускорение индустриализации. Ставка на металлургию и машиностроение стала ее главным направлением.

 Источники внутреннего накопления. СССР в ходе решения задачи модернизации экономики пришлось действовать в условиях почти полного отсутствия притока иностранного капитала. Поэтому индустриализация осуществлялась главным образом за счет внутренних резервов, которыми стали:

  • средства от аграрного сектора, полученные в ходе экспроприации деревни, а также
  • доходы от других отраслей и
  • монополии внешней торговли (продажа зерна, нефти, леса, золота и т.д.),
  • внутренние денежные займы у населения (в 1925-1930 гг. - более 2млрд.руб., в 1933 - 1937 гг. - более 4 млрд. руб.),
  • налоговые поступления, сокращение непроизводительных расходов,
  • трудовой энтузиазм народа (ударничество с 1929 г., стахановское движение с 1935 г.),
  • использование внеэкономического принуждения (труд заключенных и репрессированных в системе ГУЛАГа).

Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР.

Ход индустриализации6

Период 1926-1927 гг. На XIV съезде ВКП(б) в 1925 г.в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации в СССР были признаны передовые в ту пору отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии.

В 1926 г. началось строительство четырех крупных электростанций, в 1927г. - еще 14. Были заложены новые угольные шахты - соответственно по годам - 7 и 16, начато строительство крупных металлургических (Керченский, Кузнецкий) и машиностроительных заводов (Ростовский, Сталинградский).

Но в связи с недостаточностью финансирования промышленности, развивавшейся в тот период на основе собственных средств, а также под воздействием нараставшего аграрного кризиса, темпы индустриального роста в конце 20-х гг. резко снизились. Необходимо было искать новые источники и формы.

Разработка пятилетнего плана. Курс на форсированное строительство современной промышленности. В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана (на 1928/29 г. - 1932/33 г.), который решал задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. Важно, что с ускоренным развитием промышленности была тесно связана программа коренного преобразования сельского хозяйства. К концу пятилетки все формы сельскохозяйственной кооперации должны были охватить до 85% крестьянских хозяйств (лишь 18-20% предполагалось вовлечь в колхозы).

 Первая пятилетка (1928-1932 гг.)

И.В. Сталин доказывал возможность выполнения оптимального плана в три или два с половиной года. В результате, через год после начала пятилетки план подвергся корректировке - его показатели были еще раз повышены. Контрольные цифры на второй год пятилетки предусматривали рост производства промышленной продукции по валу на 32% вместо 22%, создание уже 2000 новых предприятий.

В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций. Однако к 1930 г. темпы роста снизились. Несмотря на это, было объявлено об успешном завершении пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в действительности, по современным данным (любые сведения Центрального статистического управления были засекречены и запрещены к публикации), к 1932 г. задания по основным отраслям выполнены не были; к 1933 г. были выполнены лишь по двум отраслям - добыче угля и производству тракторов. Некоторых запланированных показателей удалось добиться лишь в 1934 г., что соответствовало отправному варианту, а по ряду цифр (в т.ч. производству минеральных удобрений, выпуску хлопчатобумажных тканей и др.) план был выполнен только в первой половине 50-х гг.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) по полному набору показателей был выполнен также на 70-77%. При этом продолжали строиться в основном предприятия тяжелой индустрии. Кроме того, в легкой промышленности реальное недовыполнение было значительно больше.

Социальное обеспечение в 30-е гг. (и так вплоть до 50-х гг.) касалось главным образом рабочих и служащих. В ходе социалистической индустриализации, которая привела к расширению занятости, удалось добиться ликвидации безработицы в 1932 г., в том числе среди женщин (1940г. 39%).За годы промышленного преобразования рабочий класс значительно вырос (на его долю в 1939 г. приходилась одна треть населения). Но в условиях административной системы рабочие оказались лишены права на владение средствами производства и права распоряжаться результатами своего труда. Реальным собственником всех средств и подлинным хозяином промышленности являлось государство.

С 30-х гг. разрабатывалась система мер государственного принуждения к труду (в виде уголовного наказания за прогулы и опоздания, уголовного преследования неработающих трудоспособного возраста и т.д.). Были пересмотрены размеры заработной платы и введена новая система оплаты труда сдельная (в зависимости от выработки и темпов труда), вводились поощрительные премии для ударников и стахановцев

Источники для индустриализации:

  • доходы, полученные от государственных предприятий, а так же от внешней торговли (нефть, лес, уголь, зерно, пушнина)
  • доходы от продажи алкоголя
  • доходы от национализации НЭПманских предприятий
  • займы у населения
  • использование бесплатной рабочей силы
  • неэквивалентный обмен города и деревни. Низкие цены на сельскохозяйственную продукцию
  • коллективизация в деревне.

 Коллективизация ликвидация единоличных крестьянских хозяйств и создание коллективных хозяйств.

В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации за год. 7 ноября 1929 г. появилась статья И.В. Сталина «Год великого перелома», в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения (хотя к тому моменту лишь 6,9% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности (положенная в основу первого пятилетнего плана) и был взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая, как считают некоторые исследователи данной проблемы, включала в себя три главные цели:

  • осуществление социалистических преобразований в деревне;
  • обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;
  • развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.

Составной частью процесса коллективиации, его социальной основой и фактором ускорения стало раскулачивание. В конце декабря 1929 г. И.В. Сталин объявил о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие 2 коровы и 2 лошади. Репрессиям (от арестов до высылки) подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию.

С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (1930-1931 гг.) в спецпоселки была выселена 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Всего к 1932 г. в спецпоселках находилось 1,4 млн. (а по неокторым данным около 5 млн.) бывших кулаков, подкулачников и членов их семей (без учета находившихся в лагерях и тюрьмах). Меньшая часть выселенных занималась сельским хозяйством, большая трудилась на строительстве, в лесной и добывающей промышленности в системе ГУЛАГА.

Этапы обобществления сельского хозяйства.

1928-1930 гг. Согласно первому пятилетнему плану намечалась коллективизация 20% посевных площадей. Для регионов были определены свои планы коллективизации, постоянно корректировавшиеся в сторону увеличения. В ходе коллективизации по требованию Сталина установка делалась на максимальное обобществление всех средств производства, скота и птицы. В результате деятельности местных активистов, партийцев, чекистов и присланных из города рабочих к весне 1930 г. в колхозы записались около 2/3 крестьянских хозяйств. Насильственные методы вызвали недовольство крестьян. Произошли антиколхозные мятежи и восстания на Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге и других районах. Всего в 1929 г. имели место не менее 1,3 тыс. массовых крестьянских выступлений и совершено свыше 3 тыс. террористических актов. С 1929 г. в республиках Средней Азии и Казахстане началась крестьянская война, которую удалось подавить лишь к осени 1931 г. В статье «Головокружение от успехов (от 2 марта 1930 г.)» Сталин был вынужден признать перегибы на местах. В результате был разрешен выход из колхозов. К августу обобществленными осталась лишь пятая часть хозяйств.

К 1932 г. была в основном завершена сплошная коллективизация, в колхозах состояло 62% крестьянских хозяйств. К лету 1935 г. в колхозах страны оказалось 83,2% крестьянских дворов (в 1937 г. - 93%) и 94,1% посевных площадей. Даже на Украине, несмотря на голод 1932-1933 гг. (а во многом, благодаря ему), показатель коллективизации составил к 1935 г. 93 %.

Механизация сопровождала процессы обобществления на селе. Были созданы машинно-тракторные станции (МТС). В 1929-1930 гг. на работу в колхозы и МТС были направлены рабочие-двадцатипятитысячники (большинство - кадровые рабочие с трудовым стажем свыше 5 лет). В деревне появились сотни, а затем тысячи тракторов, но в целом уровень технической оснащенности колхозов оставался низким. Кроме того, за использование техники МТС с колхозов взималась плата в натуральном исчислении.

Результаты коллективизации.

  • Была создана система экспроприации продукции сельского хозяйства. Колхозы, формально негосударственные хозяйства, сдавали хлеб по ценам в 10 раз ниже реальных. Государство и партийные органы определяли сроки и размеры посева и сбора зерна.
  • Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим экономическим последствиям: за 1929-1932 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на одну треть. Разорение деревни привело к сильнейшему голоду 1932-1933 гг., охватившему примерно 25-30 млн. человек (при этом за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации).
  • Ухудшилось социальное и юридическое положение крестьян, оставшихся в деревне. Крестьяне, составлявшие половину трудящихся, были лишены социальных прав. С введением паспортной системы в 1932 г., крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего эта часть советских граждан становилась фактически прикрепленной к земле и лишенной свободы передвижения. В результате раскулачивания и оттока крестьян из деревни в города сократилась их численность.

 5. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ СТАЛИНА

В самой партии власть концентрировалась внутри более узких партийных органов - Политбюро, Оргбюро, Секретариата. По мере процесса централизации власть сосредоточивалась в значительной степени в руках Политбюро, которое определяло политику государственных структур и регламентировало их повседневную работу. Решения Х съезда РКП(б) о запрещении фракций явились поворотным пунктом на пути роста могущества Секретариата.

ХI съезд РКП(б) (апрель 1922 г.) избрал И.В. Сталина Генеральным секретарем (к тому времени он уже отвечал за работу двух комиссариатов - по делам национальностей, Рабоче-крестьянской инспекции, а также являлся членом Политбюро и председателем Оргбюро ЦК). Бесконтрольная власть Секретариата становилась очевидной. Предложение Ленина о смещении Сталина с поста Генерального секретаря не были учтены партийным руководством.


Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты

Архив записей

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz