Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 19:06

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
В отношении семьи мой ребенок ведет себя ответсвенно?
Всего ответов: 210
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Лекция 1-2

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

План:

  1. Понятие истории, сущность формы, функции исторического знания
  2. Методы и источники изучения истории
  3. Понятие и классификация исторического источника
  4. Отечественная историография
  5. История России как неотъемлемая часть всемирной истории
"История свидетель времени,
свет истины, жизнь памяти,
учительница жизни,  вестница старины
- в чем,  как не в речи  оратора,
 находит бессмертие ?»
                                                                                         Цицерон
   Долгое время  история рассматривалась не как наука,  а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей  истории  считалась  одна из муз,  изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента  в руке.  Имя  музы истории - Клио - произошло от греческого слова "прославляю". И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном, прославлению правителей.

  Итак, что же такое история?  Слова это заимствовано из  греческого языка,  где  так называлось повествование о событиях.  Представление о том,  что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась.

  В настоящее время термин "история"  используется,  как  правило, в двух смыслах:

-        во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества,  личности во времени;

-        во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.

 Кроме того,  сегодня в мировой исторической литературе  встречаются самые  разнообразные  определения предмета истории,  вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций  предмета  истории как науки).  Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

  Историки, стоящие на материалистических позициях,  считают, что история как наука изучает конкретные,  ограниченные определенными пространственно-временными рамками,  закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

   Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является  человек.  Известный  французский историк  Марк  Блок  определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая,  что  предмет истории " в точном и последнем смысле – сознание людей".

В.О. Ключевский «Содержанием истории как науки, как специальной отрасли научного знания является исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человека в ее развитии и результатах»

   Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории,  но  и  объяснения  исторического процесса.

   В марксистской историко-материалистической концепции конечной  причиной  и  решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд,  производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.),  а также единичное – деятельность исторических личностей.

   Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития,  а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов,  которые регулируются многообразием  интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский социолог и историк  Р. Пайпс  и  английский  историк Т. Самуэли  так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России: 

1. Бедность почвенно-климатических условий,  что обусловило патримониальную форму государственного правления.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 

3. Заимствование христианства у Византии,  которое привело к игнорированию "аналитического разума",  к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации,  этнические характеристики.  В силу этих причин - в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

   На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки,  все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные  категории "историческое время".

 В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками.  А история как процесс - это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.

   С понятием  "историческое  время" неразрывно связана периодизация - как форма количественного (временного) обозначения  исторических  процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки - гуманисты.  Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего - упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

   Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили  историю  человечества  на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

   Позже возникли и другие  теории  периодизации.  Английский  историк А. Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

   В марксистской историко-материалистической концепции принято  строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций,  которые  последовательно  сменяют друг друга. К.Марк и Ф.Энгельс выделяли следующие формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая)

   Историческая наука имеет дело с фактами,  которые составляют основу всякого  исторического знания.  Именно на фактах базируются все представления и концепции.  От достоверности фактов  зависит  восприятие  и объяснение исторической действительности,  способность постижения сущности исторического процесса. "История -  писал  в свое время русский историк С.Ф. Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества".

 

   В исторической  науке факты рассматриваются в двух смыслах: 

1) как явление,  имевшее место в истории;

2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).

   Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе "голые факты" как говорят "фрагменты действительности" могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических  взглядов.  Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование,  разное значение. Между  историческим фактом (событием,  явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение  -  интерпретация.  Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций  исторических  фактов,  что исторической истины нет или их несколько?  Нет,  не означает.  Просто меняются наши представления об истине.  Движение науки едет как бы  от неполной,  относительной истины к более полной.  Но абсолютной истины, как известно,  не существует,  поэтому,  пока живет общество, не будет написано и "последней главы" истории. Факт – это реальность прошлого отраженная в источнике.

Таким образом, особенность истории заключается в субъективности и личностного фактора исследователя. Факт – объективен, а исследование субъективно. В результате интерпритации  фактов формируется историческое знание.

 Историческое знание проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

 Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

- потребность формирования социального самосознания,

- удовлетворение потребности в социальном воспитании,

- потребности в политической деятельности и самой политики,

- потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

  Историк, как правило,  имеет дело с прошлым и не  может  непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом  для  него  является исторический источник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные,  фактический материал, составляющий основу исторического знания.

   Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности  человека.  Специальная  научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов

     Все исторические источники можно классифицировать на 6 групп: 

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники,  т.е. древние надписи на камне, металле, керамике,  и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 

2. Вещественные памятники (орудия  труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения,  монеты,  оружие,  остатки жилищ,  архитектурные  сооружения  и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки,  пережитки древнего быта различных народов (традиции, обычаи, обряды, празнедства).

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники – данные топонимики, лингвистики, ономастики , географические названия, личные имена и т.д.

6 Кино-фото-фоно документы.

     Изучение в  совокупности  всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

   Методология исторического исследования является объектом внимания, как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась понимание методологии как

- описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования,

- выяснение цели изучения,

- постановки проблем и задач,

- раскрытие источников поставленных задач,

- историографическое обоснование задач исследования,

- описание инструментария (методов, процедур установления знания),

- описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории».

 

Классификация методов исторического познания 

К специально-историческим методам относятся:

  • условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.
  • методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.
  • историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.
  • Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

  • Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).
  • проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.
  • историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.
  • историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.
  • метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.
  • структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

 Периодизация истории:

1.       Древний мир да V века

2.       Средние века

-        ранее V-IX

-        зрелое XI-XIV

-        позднее XIV-XVI

3.       Новое время

-        1500-1815 от ВГО до Наполеона

-        1815-1914 от Венского конгресса до Первой мировой войны

4.       Новейшая история

 

Литература которую можно использовать.

  1. Ключевский В.О. Курс лекций в 6 томах. ( до XIX века)
  2. Платонов С.Ф Курс лекций по русской истории (до XIX века)
  3. Скрынников Р.Г. Иван Грозный
  4. Н.А. Троицкий Россия в XIX веке. Курс лекций
  5. А.А. Корнилов Курс лекций по истории России XIX века
  6. История России XIXXX век/ Под ред. В.А. Федоров
  7. Нечкина М.В. Движение Декабристов
  8. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года.
  9. Зайончковский Л.А. Отмена крепостного права в России
  10. Поцелуев В.А. История России XX столетия
  11. Н.Верт История советского государства
  12. Росиия 1917. Выбор исторического пути
  13. А.С. Орлов В.А. Георгиев Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней.
  14. Щепетев В.И. История государственного управления в России
  15. Орлов А.С. История России

Памятные даты

6 июля 2021

До 300-летия Кузбасса осталось:

9 мая 2020


75-я годовщина Победы в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты


Архив записей

Copyright MyCorp © 2024