сайт учителя истории и обществознания - Лекция 5-6_4
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 10:57

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 459
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Лекция 5-6_4

6. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
 Смута - глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества , вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание. При этом, в первую очередь, имелось в виду смущение умов, т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий.
Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии в конце ХVI в. и ослаблением монархии.
С.М. Соловьев основное содержание Смуты видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством.
Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.
В советской исторической науке понятие Смуты отвергалось, а события начала ХVII в. характеризовались как Первая крестьянская война, имеющая антикрепостническую направленность, осложненная внутриполитической борьбой феодальных группировок за власть и польско-шведской интервенцией
Причины Смуты
  1. Хозяйственный кризис конца увеличением налогового и феодального гнета крестьян.
  2. Закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов. 1581 «Указ о заповедных летах» - переход в Юрьев день.1597 «Указ об урочных летах» - сыск беглых крестьян 5 лет
  3. Голод, разруха, экономический кризис, опустошение земель
  4. Династический кризис 15 мая 1591 года умер царевич Дмитрий в Угличе. В 1598 г умер  Федор Иванович не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных боярских кланов за власть. Отсутствие законного, природного царя - защитника от внешних врагов, природных и социальных бед, в случае реальных потрясений могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это приводило к социальной нестабильности, появлению самозванцев, в которых народ жаждал увидеть спасителей, готовых восстановить Правду (т.е. социальную справедливость) и порядок.
Федор Иванович (1584-1598)
Правление Бориса Годунова (1598-1605). Избран Земским Собором
Реформы:
-        строительство крепостей
-        обучение боярских детей за границей
-        1601-1602 голод – народные волнения- восстание Холопка ( И. Басманый)
-        восстановление Юрьева Дня
Лжедмитрий I (1605-1606)
Личность человека, бежавшего в 1602 г. из России в Польшу и выдавшего себя за царевича Дмитрия до сих пор остается загадкой. Согласно официальной версии им был беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев. Он происходил из обедневшего дворянского рода, был холопом Федора Никитича Романова - двоюродного брата царя Федора Ивановича (по материнской линии). После расправы Бориса Годунова над семьей Романовых, ложно обвиненной в 1600 г. в заговоре, Отрепьев сумел скрыться, постригся в монахи и даже устроился личным секретарем патриарха Иова. Это свидетельствует о таланте и способностях будущего самозванца. Не исключено, что к этой роли его подготовили Романовы, прекрасно знавшие жизнь царского двора и детали трагедии в Угличе. Показателен и тот факт, что придя к власти, Лжедмитрий I отблагодарил своего старого хозяина, насильно постриженного в монахи под именем Филарет, назначив его ростовским митрополитом. 1.2. Отрепьев в Польше. Оказавшись в Речи Посполитой и хорошо зная, что творится на родине, Григорий Отрепьев в 1603 г. решил открыть свою тайну. Он объявил себя младшим сыном Ивана IV и, обещая территориальные уступки и денежные вознаграждения, сумел заручиться поддержкой польской шляхты. Кроме того, он обручился с дочерью сандомирского воеводы Мариной Мнишек и, по некоторым данным, принял католичество.
Василий Шуйский (1606-1610)
При воцарении Шуйского ему пришлось дать крестоцеловальную запись, ограничившую произвол царской власти. Он обязался не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных. Перевез дело царевича Дмитрия в Архангельский собор в Кремле
1606 восстание Ивана Болотникова.
1607 Лжедмитрий II объединился с остатками войск Болотникова, поддержка поляков, бояр, остановился в семе Тушино). В его лагере оказалась и Мария Мнишек, признавшая в нем спасшегося мужа. К Лжедмитрию II перешли на службу некоторые московские бояре и дьяки. Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его ненависть и стихийные выступления. Кроме того, для борьбы с ними в феврале 1609 г. Шуйский пошел на соглашение со Швецией. Шведско-русские войска под командованием племянника царя князя М.В. Скопина-Шуйского нанесли ряд поражений тушинцам. Но вмешательство Швеции послужило поводом польскому королю Сигизмунду III для перехода к открытой интервенции. К тому же содержание шведских отрядов повлекло за собой увеличение налогового бремени, что усилило недовольство правлением Шуйского. Воспользовавшись тем, что центральная власть в России фактически отсутствовала, армии не существовало, в сентябре 1609 г. польские войска осадили Смоленск. Сигизмунд III , продолжая осаду Смоленска, двинул часть своих войск под руководством гетмана Жолкевского к Москве. Близ Можайска у с. Клушино в июне 1610 г. поляки нанесли сокрушительное поражение царским войскам, что полностью подорвало престиж Шуйского и привело к его свержению.
Семибоярщина (1610-1613)
 Боярское правительство во главе с Ф.И. Мстиславским, не имея за собой сколько-нибудь реальных сил подписало договор с Сигизмундом III о возведении на московский престол польского королевича Владислава. При этом подтверждались условия крестоцеловальной записи В. Шуйского и гарантировалось сохранение русских порядков. Не урегулированным оставался лишь вопрос о принятии Владиславом православия. В сентябре 1610 г. польские отряды во главе с наместником царя Владислава Гонсевским вошли в Москву.
Катастрофическая ситуация, сложившаяся к конце 1610 г. всколыхнула патриотические настроения и религиозные чувства, заставила многих русских людей встать над социальными противоречиями, политическими разногласиями и личными амбициями. Сказывалась и усталость всех слоев общества от гражданской войны, жажда порядка, который ими осознавался как восстановление традиционных устоев. Следовательно формирование ополчения.
Ополчение – военное формирование на добровольных началах.

I ополчение

II ополчение

  •  Рязань
  • Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Дмитрий Трубецкой
  • Итог блокада Москвы
  • Нижний Новгород
  • Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский
  • освобождение Москвы 22 октября 1612 года
 Итоги Смутного времени:
  • Россия вышла из Смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения.
  • Преодоление хозяйственной разрухи окажется возможным лишь на путях укрепления крепостничества.
  • Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.
  • В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.
  • Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.
 Январь 1613 года Земский Собор. Цель избрание нового царя.
Михаил Федорович Романов (1613-1645)
Его кандидатура была выгодна большинству социальных категорий русского общества XVII века:
бояре - мал неопытен
дворянство – родственник Ивана IV
духовенство – отец патриарх Филарет
казачество – Филарет был на стороне Лжедмитрия II
На Михаила Федоровича огромное влияние имел отец патриарх Филарет. Царь все внутренние и внешние государственные вопросы решал совместно с Земскими Соборами.
Он увеличил сыск беглых  крестьян на 9-15 лет.
Внешняя политика
Правительство сумело урегулировать и внешнеполитические вопросы. В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовский мир, по которому к России возвращались новгородские земли, а сама она теряла выход к Балтийскому морю.
1632-1634 Смоленская война т.к. Речь Посполитая по Деулинскому перемирию 1618 года получила Смоленские и Северские земли. 1634 – мир с Речью Посполитой Россия возвратила земли, Владислав отказался от престола.
 Алексей Михайлович Романов (Тишайший) 1645-1676
1 жена Мария Милославская
Ø      Федор Алексеевич 1676-1682
Ø      Иван 1682-1696
Ø      Софья 1682 -1689 (регентство)
2 жена Наталья Нарышкина
Ø      Петр I 1682-1725
Цель правления: укрепление самодержавия, ограничение представительной власти, прекратил традицию созывов Земского собора (1653)
Усиление центральной власти. Вторая половина ХУ11 в. характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалось следующими конкретными факторами:
  • закрепощением населения и обострением социальных противоречий;
  • завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;
  • восстановлением экономики, развитием сельского хозяйства, ремесленного производства и внешней торговли, позволяющим увеличивать налоговые поступления;
  • усложнением системы управления, ростом аппарата чиновников;
  • появлением новых внешнеполитических задач, необходимостью совершенствования вооруженных сил, призванных теперь противостоять не отсталым восточным, а передовым европейским армиям; кроме того, с присоединением Украины возникла острая проблема ее сохранения и интеграции в составе России.
Изменение титула царя. Вместо прежнего государь, царь и великий князь всея Руси, после присоединения Украины он стал следующим: Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец. В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.
Реформы:
Боярская Дума (100 чел) сокращение до Ближней Думы: вопросы война, мр, утверждение законов, введение налогов.
Расширение системы приказов (Приказ Тайных дел – контроль за деятельностью приказов).

Примерно 40 постоянно действовавших приказов можно разбить на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. В свою очередь, среди государственных можно выделить территориальные, ведавшие управлением отдельных областей (Сибирский, Смоленский, Малороссийский и др.) и отраслевые (приказы Большой казны и Большого прихода, ведавшие финансовыми и экономическими вопросами; Поместный приказ - земельным обеспечением служилых людей; военные - Стрелецкий, Пушечный, Рейтарский; Посольский - руководил внешней политикой и т.д.)
Государственное деление: уезд – разряд – волость
1682 – отмена местничества
1649 – Соборное уложение – свод законов: государственные преступления, бессрочный сыск крестьян, единство власти и церкви.
Реформы русской православной церкви раскол
В середине XVIIв. началась реформа русской православной церкви, повлекшая за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной жизни русского общества.
Предпосылки:
  • Проблемы ограничения власти церкви и секуляризации церковных земель.
  • Низкий уровень профессиональной подготовки духовенства, его пороки (пьянство, стяжательство, разврат и т.д.), разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу.
В конце 1640-х гг. в Москве возник кружок ревнителей древнего благочестия, объединивший людей, обеспокоенных как положением дел в церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества. Вскоре среди членов кружка начались расхождения по вопросу выбора образца. Одни - С. Вонифатьев, будущий патриарх Никон, Ф. Ртищев - считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие - И. Неронов, протопоп Аввакум Петров - суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.
  • проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания, которое проявлялось в его рационализации и индивидуализации у части посадских людей и верхов общества.
  • внешнеполитические интересы страны. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Для осуществления внешнеполитических целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях на территориях, которые планировалось присоединить к России, или взять под ее контроль.
В ходе реформ было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; иным стало прочтение символа веры; имя Христа стало писаться Иисус, а не Исус, как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введен был четырехконечный крест, считавшийся ранее латинским. Произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения. Стремясь превратить Россию в землю обетованную, Никон начал на р. Истре строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в Иерусалиме) - Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия.
Отношение государства и церкви. Никон, считая, что священство выше царства, стал в 1652-1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Эти меры оказались временными и после смещения Никона остались в прошлом, но некоторые уступки светская власть делала и позже. В 1667 г. был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 г. упразднен Монастырский приказ.
Последствия.
  • Реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви.
  • Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I.
  • Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству.
  • Одним из духовных последствий реформы и раскола стала деформация идеи Москва - третий Рим. Долгое время символ Третьего Рима был двойственен и содержал в себе образ Иерусалима - центра святости и языческого Рима - политической и культурной столицы мира. В XVI в. Москва одновременно притязала как на особую святость, так и на политическое могущество. В результате раскола идея Нового Иерусалима, являвшаяся одним из стержней русской истории и культуры, ушла в подсознание общества. Вторую часть идеи подхватил ПетрI, созидавший Великую Россию с новым политическим центром - Санкт-Петербургом, возводимом по образу имперского Рима.
  • Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По некоторым данным больше трети православного населения осталось в старой вере.
1666 старообрядцы на Церковном соборе были преданы анафеме.
1668-1676 Соловецкое восстание.
1682 Московское восстание.
Раскол представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе в той или иной мере и социально-политические компоненты. Возникновение старообрядчества было вызвано не религиозным формализмом темных масс, а тем, что не отделяя обряд от догмата, народ увидел в реформе покушение на веру отцов. Старая вера отождествлялась народом с идеей Святой Руси, с надеждой обрести Правду - социальную справедливость, воплотить идею Москва - третий Рим, а главное - спасти бессмертную душу и попасть в царствие небесное. В результате реформы, по словам русского философа Н.А. Бердяева, в народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист.
В условиях общественного кризиса второй половины XVII в. обострились ожидания скорого конца света, что объясняло как поведение ранних старообрядцев, так и соединение в этом движении столь разных по своим интересам и мироощущению социальных групп.
И не случайно, именно старообрядчество в конце XVIII- первой половине XIX вв. сделало исключительно много для развития русского предпринимательства. Основатели крупнейших династий русских промышленников и купцов - Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Третьяковы, Щукины и пр. - принадлежали к старообрядцам
В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально-психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла потеря внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы Церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно влияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности и пр.
Бунташный век XVII век – Григорий Катошихин.
Причины:
-  усиление закрепощения крестьян
-  усиление налогового гнета

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz