Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 22:08

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Каталог
Актуальные проблемы воспитания ответственности подростков к семье [1]
Педагогика, семья, подростки, ответственность
Сайт как новая форма общения школы и семьи [2]
Педагогика, персональный сайт, воспитание подростков, семья, ответственность
Педагогика, методика преподавания [5]
Методика преподавания истории, обществознания, педагогика
Наш опрос
Какая информация сайта вам понравилась (понадобилась)
Всего ответов: 176
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Международных конференций по педагогике » Педагогика, методика преподавания

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижение на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Постиндустриальная стадия развития общества, в которую мир вступил в конце XX века, декларирует основными ценностями информацию, новую знаниевую парадигму, развитый интеллект и креативность человека. В современном глобализированном мире требуется новый человек, который не только вооружен  знаниями, но умениями самостоятельно и активно добывать эти  знания. В последнее время отмечается тенденция гуманитаризации системы образования. В этих условиях особое внимание необходимо уделять навыкам самостоятельной работы и творческой активности учащихся.

Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.

Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу [2, с.34].

Чем обусловлена активность данного обучения? Прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учащимся, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:

  •  потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;
  • желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
  •  потребность проверить свои знания и возможности.

Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.

Следующей особенностью самостоятельной работы является самоконтроль – одна из важнейших форм саморегуляции деятельности ученика [3, с.102]. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, мысленно формулирует ответ). Ученик должен совмещать исполнительные и контрольные действия.

С действиями самоконтроля тесно связана третья особенность - оценочная деятельность, играющая важную роль в процессах саморегуляции. Ученые утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок преподавателя, коллективной  и самостоятельной оценочной деятельности учащихся [4, с. 34].

И наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, проекты, презентации и т.д.. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.

В практической деятельности преподавания гуманитарных наук у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно (во многом она условна и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся, главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно).

Важнейшим средством формирования у учащихся всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Необходимо отметить особую роль для развития личности учащихся тех видов самостоятельной работы, которые построены с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы учащиеся видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.

Огромную роль в формировании навыков самостоятельной работы играет анализ результативности учащихся. Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал, порождающий у меня как педагога вопрос "почему?” прежде всего к самой себе: анализ, т.е. размышления о том, как изучался этот материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения оказались малоэффективными, от чего следует отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись.

Для объективного анализа мною используются два вида оценочного контроля: самооценка учащихся по итогам выполнения работ и диагностика результатов со стороны педагога.

Самооценка учащихся формируется в  течение всего учебного года.  Учащиеся при выполнении творческих,  самостоятельных  заданий, заполняют таблицу результативности и интереса к видам самостоятельной деятельности.

По окончании каждой темы учащиеся оценивают собственную активность при выполнении заданий, и уровень интереса к занятиям и заданиям по данной теме. Причем параллельно они получают соответствующую своим знаниям оценку педагога по пятибалльной системе, где 5 баллов соответствовали «высокому» уровню; 4-3 балла -   «среднему»; 1-2 балла – « низкому». 

Анализ заполнения учащимися данной таблицы  дает возможность говорить о том, что на протяжении изучения курса учащиеся по-разному оценивают свои работы и выставляют себе разные оценки. В начале формирования навыков самостоятельной работы самооценка учащихся часто бывает завышена  в меньшей степени при выполнении тестовых и в большей степени при оценивании самостоятельных, практических работ и творческих заданий. В результате дальнейшей работы  учащимися усваивается предложенный учителем алгоритм оценок  и, соответственно, к концу работы самооценка учащихся становится наиболее объективной.

Для более объективного анализа результативности самостоятельной работы каждого учащегося я заполняю карту следующей формы, используя символы: * - качество проявляется всегда, + - качество проявляется почти всегда, ° - необходима помощь для формирования данного качества, ? – проявляются затруднения при формировании данного качества.

По данным «Таблицы результативности» за последние два года при  отслеживании результатов карт наблюдения 5А, 6А классов, я отметила, что уровень развития качеств необходимых для самостоятельной работы с каждым годом становиться выше. Так в 2008-2009 учебном году около 32% учащимся 5А была необходима помощь для формирования таких качеств как пересказ, составление планов, анализ собственных работ, то в 2009-20010 учебном году затруднения по этим критериям испытывало только 11% учащихся. А по результатам первой четверти 2010 -2011 учебного года затруднения испытывают только 8% учащихся.

В результате работы у меня сложились определенные правила  организации высокоэффективной самостоятельной работы учащихся в процессе изучения предметов гуманитарного цикла с точки зрения развития их личности и формирования ключевых компетентностей.

Литература, источники:
  1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 460 с.
  2. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк.  М.: Просвещение, 1984. 304 с.
  3. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических исследований.  М., 1961.  Вып. 115. 216 с.
  4. Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова.  Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. 214 с.

 

Категория: Педагогика, методика преподавания | Добавил: Kaim (23.12.2013) | Автор: Позднякова Наталья Анатольевна
Просмотров: 1713 | Комментарии: 1 | Теги: УУД, учащиеся, самостоятельная работа | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Алла  
0
Очень интересная статья спасибо автору!

Имя *:
Email *:
Код *:
Памятные даты

6 июля 2021

До 300-летия Кузбасса осталось:

9 мая 2020


75-я годовщина Победы в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты



Copyright MyCorp © 2024