сайт учителя истории и обществознания - Лекция 5-6_2
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 10:55

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 459
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Лекция 5-6_2

  1. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА III. СТАНОВЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ
Иван III (1462-1505)  после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель".
Это проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие. В их основе лежали не договорные отношения, характерные для стран Западной Европы и фиксировавшие как обязанности, так и права и даже привилегии тех или иных социальных групп, а жесткое подчинение и покорность воле великого князя. Прекращаются отъезды бояр от князя. Утверждается форма обращения бояр и князей к государю: Я есмь холоп твой - немыслимая для отношений между сюзереном и вассалом. Посол Германской империи Сигизмунд Герберштейн в нач. XV1 в. отмечал: На Руси все они называют себя холопами, т.е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствие в рабстве, чем в свободе.
В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды (обычно в границах бывших княжений), а те - на волости. Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя ("обояривание князей"). Уездами управляли наместники которые назывались также "боярами-кормленщиками", так как за управление уездами получали корм часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках.
Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.
Начал складываться централизованный аппарат управления.
Боярская дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи два высших чина в государстве). Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли". Государь указал и бояре приговорили. Декларируемый принцип, призванный отразить единство воли великого князя и бояр, не исключал разногласий, когда бояре выступали со своим мнением. В состав Думы входили представители старых московских родов, с середины XV в. она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель, а позже - князьями, переходящими из Литвы на службу к Московскому князю.
Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя.  Казна ведала финансами - главное государево хранилище(архив, государева печать), а кроме того, государственная канцелярия, занимавшаяся еще и внешнеполитическими вопросами. В Казне начал формироваться штат дьяков - государственных чиновников.
При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана Ш на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог — дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г. Введение герба, гимна, скипетр, держава, корона, царские ритуалы, расширился круг придворных.
В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства Судебник Ивана Ш. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком дня всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить "пожилое" — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода било первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.
Основной военной силой единого государства становилось войско, составленное из служилых людей. За выполнение своих военных обязанностей они получали земельное владение, т.е. испомещались на земле (отсюда термин помещик).
Во время правления Ивана III была и внутрицерковная борьба связанная с появлением ересей:
  • Стригольники. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.
  • Жидовствующие. В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана Ш. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вопогодчине.
Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
 В конце XV века великокняжеская власть решилась противостоять претензиям церкви на превосходство над «царством» выдвинув версию своего исключительно древнего происхождения. «Сказание о князьях Владимирских» выводило родословную московских государей не только от византийских императоров (символом высокой власти тала «Шапка Мономаха»), но и непосредственно от римского императора Августа. Таким образом, утверждалась исконность самодержавного правления в Русском государстве. В то же время иностранное происхождение правящей династии подчеркивало ее положение в качестве силы, пришедшей извне для руководства страной. Тем самым она возвышалась над всеми слоями русского общества, не исключая и высшей аристократии. Государь на этом основании мог смотреть на своих подданных как холопов.
После примирения  великих князей с господствующим  иосифлянским направлением церковной мысли  оформилась идея «Москва – третий Рим». Ее выдвинул игумен псковского Елизарова монастыря Фелофей в своих посланиях к Василию III в 1510-1511гг. Фелофей считал что в истории христианства последовательно существовали  три великих центра.
  1. Рим – пал из-за отступления от истинного христианства
  2. Константинополь  из-за подписания Флорентийской унии 1439 году. А в 1453 распад христианской церкви на западную и восточную (католическую и православную)
  3. Москва. А четвертому не бывать.
Доктрина «Москва-третий Рим» не была чем-то необыкновенным в христианской историографии. Концепция «Рима вечного» и связанного с ней представления о переносе центра мировой власти на другие политические образования была весьма популярной среди многих народов (Священная империя Габсбургов). На самом деле доктрина носила не гегемонистский характер, а была ответом на притязания папского престола, германских императоров, влиятельных правителей крупнейших государств Европы, пытавшихся доказать свое политическое единство и утверждению равноправия России среди европейских государств.
 В результате происходит формирование самодержавной власти. В стране не сложились общественные механизмы, ограничивающие самодержавие. Сказался разгром в результате татаро-монгольского нашествия относительно независимого боярства, а также городов. В итоге, горожане стали союзниками великокняжеской власти, а не противостояли ей как в Западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.
4.СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XIV-XV ВЕКЕ.


Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты

Архив записей

Copyright MyCorp © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz