ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРЕЙМОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
В начале XXI века обозначились первые признаки изменения государственной парадигмы российского образования в направлении приоритета личностного развития и самореализации ученика. Переход к новым социально-экономическим отношениям выдвигает задачу развития в человеке способностей преодолевать возникающие проблемы, предлагать их нестандартные решения, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Новый ракурс получает проблема раскрытия творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизни и деятельности в интенсивно меняющемся мире. Между тем, возможности, предоставляемые существующей отечественной системой образования для личности ученика, недостаточно эффективны. Именно поэтому государство в национальном проекте «Образование» одной из главных задач провозглашает «внедрение в российские школы новых методов, технологий обучения и воспитания».[1]
Современная школа активно внедряет в образовательный процесс такие технологии обучения как витагенная, дифференцированная, интегрированная, проектная и фреймовая. В данном методическом семинаре более подробно мною будет раскрыта фреймовая технология, которую последние несколько лет я активно внедряю в своей педагогической деятельности.
Впервые технология фреймового обучения была представлена американским ученым Марвином Мински в области информатики как попытка построить информационную сеть, содержащую большой объем энциклопедических знаний с возможностью их быстрого поиска. Данная сеть М. Мински была структурирована в знаково-символической форме, которая в наибольшей степени соответствовала образу описываемого объекта и усиливала скорость его распознавания и осмысления. Используемая автором форма обладала универсальным характером и представляла собой рамочную, каркасную структуру обобщенного знания. Она легко накладывалась на любую тему и позволяла организовать знания в компактном представлении благодаря свертыванию информации. Этот знаково-символический каркас в технологии М. Мински называется фрейм. В электронном словаре Lingvo в переводе с английского frame имеет несколько значений.
-
Как существительное «frame» – это «структурная единица интеллектуальных объектов».
-
Как глагол он означает «строить высказывание».
-
Как прилагательное – переводится «имеющий рамки»;[2]
Таким образом, фрейм – это некоторая структура, содержащая сведения об определенном объекте, явлении, выступающая как целостная единица знания, или способ организации учебного материала. В статье Р.В. Гуриной фрейм определяется как «бланк, имеющий пустые строки, графы, окна – слоты»[3]. Слот (в переводе с английского означает пустые окна или строки) - это элемент фрейма, включающий в себя ключевые слова как связующее звено между «смысловыми окнами», а также правила их заполнения, как некий механизм осмысления текста[4].
На основании вышесказанного под фреймовой технологией в педагогике понимается процесс изучения учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной последовательности с использованием ключевых фраз, знаков, символов и цветов.
Рассмотрим подробный пример применения фреймовой технологии на уроке истории при изучении темы «Вторая мировая война». Обучающийся при анализе исторического материала получает шаблон фрейма, так называемую фреймовую опору – визуальную каркасную структуру, состоящую из слотов. Фреймовая опора накладывается на множество исторических тем и является средством структурирования учебного материала[5]. Фреймовая опора состоит из слотов, каждый из которых заполняется информацией, то есть самим учеником при самостоятельном изучении темы или по ходу рассказа учителя. Слоты при заполнении могут выделяться цветом, что еще больше усилит восприятие информации слота, и поможет быстрее ориентироваться ученикам в предложенных фреймовых схемах.
Учитель перед началом изучения темы объясняет ученику алгоритм фреймовой опоры, представленной в схеме №1.
Схема 1 - Фреймовая опора на тему «Вторая мировая война»
После объяснения алгоритма ученик начинает работу по заполнению слотов фреймовой опоры самостоятельно или под руководством учителя. Он заполняет пустые слоты, сжимая информацию в виде ключевых фраз, терминов, дат и исторических персоналий. Специфика использования фреймовой технологии в данном случае заключается в том, что при изучении новой темы ученик вынужден «свернуть» материал во фрейм (заданные рамки, которые включают в себя единую логическую систему). Но при необходимости использования информации фрейма, например, при ответе на домашнее задание ученик сможет развернуть слоты в связный текст, используя фреймовую основу как план ответа. При использовании данной технологии развиваются познавательные универсальные учебные действия обучающихся, обозначенные во ФГОС СОО такие как: поиск и выделение необходимой информации; умение ее структурировать; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текса и т.д.[6].
Фреймовая технология включает в себя каркас изложения материала и может использоваться из урока в урок, задавая определенный алгоритм действий. Например, используя фреймовую опору «Вторая мировая война», ученик может структурировать и изучить материал по темам «Первая мировая война», русско-турецкая война и любые другие войны российской или всеобщей истории.
Имея стандартный алгоритм действий при изучении войн, учитель может сэкономить время на построении структуры изложения материала, в отличие от использования схем. Так как схемы произвольны и строятся исходя из содержания материала, они могут иметь разнообразные связи. При использовании схемы ученик должен отразить материал, переводя его в наглядную форму, затем связать его в единую систему, и эта система будет применима только к заданной теме. При повторном использовании схем, месторасположение, форма структурирования материала может меняться, что затруднит поиск информации и увеличивает время на его изучение. Фрейм же предполагает заданный однажды алгоритм, который входит в сознание обучающегося и, следовательно, будет использоваться им на продуктивном уровне.
Исходя из этого, можно выделить основные преимущества применения фреймовой технологии на уроках истории: компактность изложения, четкость структуры, практичность, активность, открытость.
Компактность изложения проявляется в сокращении времени на изучение материала в условиях сгущения образовательной информации. Это явление преимущественно и как никогда подходит к предмету истории. «История» в школе делится на два предмета: «История России» и «Всеобщая история», которые изучаются по 1 часу в неделю, всего по 35 часов в год (за два предмета 70 часов в год). Например, при изучении курса «Истории России» в 6 классе мы должны изучить период с IX-XVI век, то есть примерно 500 лет (это более 4 380 000 миллионов часов). Понятно, что сделать это в рамках курса, рассчитанного на 35 часов, крайне сложно. В заданных условиях любой учитель истории ищет методы, технологии, способные на «сжатие материала» без потери качества обучения. И именно поэтому применение фреймовой технологии актуально в современной школе, так как помогает структурировать большие объемы информации и позволяет ученикам одним взглядом охватить исторический материал по теме, выделить ключевые причинно-следственные связи, исторических персонажей, основные события в системе фреймовой структуры материала.
Четкость структуры проявляется в том, что весь объем информации по историческому событию разбит на слоты и имеет определенное логическое построение (последовательность), которое может быть применимо к различным темам.
Практичность. Фреймовая модель не перегружена детальным описанием связей, но при этом отражает систему исторической последовательности и причинно-следственных соотношений. Именно изучение ключевых событий истории России, их причинно-следственных связей, участников данных событий является одним из ключевых требований Историко-культурного стандарта.
Активность. Фреймовая модель предлагает не только формализованное представление исторического материала, но и впоследствии дает возможность к ее раскрытию и интерпретации, при которой слоты станут для ученика опорными пунктами плана для устного ответа.
Открытость. Фреймовые модели поддерживают механизмы расширения и обновления информации. В схеме 1 в слоте «Исторические этапы события» мы видим расширение материала на слоты: «События», «Персоналии». А слот «События» дальше может быть расширен за счет слотов «Итоги события», «Даты события» и т.д..
Также можно выделить основные признаки фрейма: стереотипность, использование в каркасе и слотах ключевых фраз, терминов, дат; универсальность фреймовых опор по типовым историческим событиям (войны, реформы, революция и т.д.), фиксация аналогий и обобщений. При заполнении аналогичного фрейма учащийся не только использует известную ему структуру фрейма, но и подсознательно сравнивает только что изученный материал с тем, что находился в подобном изученном до этого фрейме.
Фреймовая технология способствует развитию интеллектуальной мобильности. Применение знакомых шаблонов к новому материалу, осмысление нового через изученное. Технология развивает историческую память, так как происходит неоднократное обращение к уже изученным фреймам. Через отбор ключевых понятий и значений у обучающихся формируется логическое и образное мышление. При составлении фрейма обучающиеся обращаются к творческому потенциалу собственной личности. Все перечисленные результаты обучения в полной мере отражают реализацию деятельностного подхода и ФГОС СОО в современной школе.
Данная технология применяется мною уже в течение трех лет в старшей школе при изучении нового материала и при подготовке к ЕГЭ по истории. При применении данной технологии на уроках истории мною было отмечено увеличение качества знаний обучающихся 10-11 классов с 62% до 78% (данные за последние 3 года) при 100% количественной успеваемости.
За последние три года я наблюдаю стабильную динамику роста среднего балла результатов по ЕГЭ с 58 до 65,58 баллов по истории. Максимальные баллы по истории ЕГЭ в 2016-2017 гг. Берсенев А.А. (92 балла); в 2017-2018 гг. Пономарева А.В. (88 баллов), Пересыпкин В.Н. (96 баллов). Средний бал по истории ЕГЭ за 2018-2019 год 65,58 балов, что выше, чем в Кемеровской области и по России, при 100% количественной сдачи экзамена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гурина Р. В., Фреймовые опоры / Под ред. Р. В. Гуриной. - М.: НИИ школьных технологий, 2018. - 96 с.
- Минский М., Фреймы для представления знаний / М.Минский М.: Наука, 1999. – 252 с.
- Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ (Дата обращения: 04.11.2019)
- Понятие «фрейм» / Электронный словарь иностранных слов LINGVOLIVE.COM [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/frame (Дата обращения: 04.11.2019)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 04.11.2019)
[1] Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ Дата обращения: 04.11.2019
[2]Понятие «фрейм» /Электронный словарь иностранных слов LINGVOLIVE.COM [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/frame Дата обращения: 04.11.2019
[3]Гурина Р. В. Фреймовые опоры / Под ред. Р. В. Гуриной. М.: НИИ школьных технологий, 2007. — 96 с.
[4]Минский М. Фреймы для представления знаний/ М.Минский М.:Наука, 1999.-С. 36
[5] Минский М. Фреймы для представления знаний/ М.Минский М.:Наука, 1999.-С. 3
6] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 04.11.2019)