Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 10:18

Сайт учителя истории и обществознания Поздняковой Натальи Анатольевны

Меню сайта
Каталог
Актуальные проблемы воспитания ответственности подростков к семье [1]
Педагогика, семья, подростки, ответственность
Сайт как новая форма общения школы и семьи [2]
Педагогика, персональный сайт, воспитание подростков, семья, ответственность
Педагогика, методика преподавания [5]
Методика преподавания истории, обществознания, педагогика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 546
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:

Пароль:

Запомнить

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Международных конференций по педагогике » Педагогика, методика преподавания

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 372.83

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Позднякова Наталья Анатольевна

к.п.н, доцент НФИ КемГУ

Соловьева Наталья Викторовна

учитель математики МБНОУ «Лицей№11»

 

Аннотация. Статья посвящена актуальности формирования финансовой грамотности среди школьников общеобразовательных учреждений. В статье рассматривается понятие «финансовая грамотность», «финансовая культура населения». Авторы описывают структуру финансовой грамотности, подходы к ее формированию. Описывается модель формирования финансовой грамотности и структура программы. А также этапы внедрения программы в образовательный процесс школы.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура населения, модель формирования финансовой грамотности.

 

 

Актуальность данной статьи обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. No2039-р), а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе [3]. В современном обществе с одной стороны происходит, широкое внедрение информационных технологий, что в свою очередь привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами. С другой стороны легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя привело к дезориентации собственной ответственности за принятие финансовых решений.

Теория и методология изучения феномена «финансовая грамотность» обучающихся в настоящее время находится на стадии становления. Несмотря на наличие широкого круга работ, посвященных финансовой грамотности, недостаточно внимания уделено методики формирования финансовой грамотности обучающихся (что особенно актуально в условия Российской Федерации). Кроме того, финансовая грамотность населения не статична, а динамично изменяется, поэтому исследования в данной области актуальны и востребованы.

Анализируя формулировки понятия данные педагогами и финансистами, мы пришли к выводу, что под финансовой грамотностью необходимо понимать осведомленность знания, умения, отношения и поведенческие модели, необходимые для принятия успешных финансовых решений и для достижения финансового благосостояния.

Формирование финансовой грамотности является результатом финансового образования и сформированной экономической культурой школьников. Экономическая культура школьника - это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность)[2, с. 129].

Уровень экономической культуры и финансовой грамотности отражает уже в свою очередь «финансовую культуру населения» в которую входят совокупность традиций, норм и идей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений, финансового планирования и распределения денежных средств при существующем уровне развития в обществе инфраструктуры рынка, финансовых институтов и различных ценностей финансовой сферы, имеющих материальное воплощение и созданных целенаправленным воздействием людей [4].

Формирование финансовой грамотности включает в себя обязательные компоненты, такие как знания, установки, нормы и навыки [1, с.17]. Формирование финансовой грамотности должно осуществляться при соблюдении ряда условий, таких как обоснование необходимости финансового образования, формулировании грамотных целей и задач; включение финансового образования в школьные курсы и программы; разработка методических и дидактически материалов по формированию финансовой грамотности; переподготовка учителей.

Реализация данных условий происходит в соответствии с заданными государством стратегиями, которые изложены в ряде нормативных документов. Главным, из которых является Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи, способы их достижений, создании системы финансового информирования общества [3]. Формирование финансовой грамотности школьников осуществляется в рамках ФГОС и данной стратегии.

В процессе формирования финансовой грамотности в школе можно выделить следующие подходы личностно-деятельностный, интегративный, практико-ориентированный, компетентностный, субъективный, контекстный.

Все походы реализуются при соблюдении ряда принципов: социально-педагогические принципы; вариативности, преемственности, принцип созидательной деятельности, принцип проблемно-ситуативного познания, организационно–педагогические принципы [5, с.26].

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований Национальной стратегии формирования финансовой грамотности можно определить портрет финансово-грамотного ученика. Финансово грамотный выпускник должен уметь грамотно следить за состоянием личных финансов; умет рационально планировать бюджет; уметь формировать финансовую «подушку безопасности»; уметь добывать и использовать необходимую экономическую информацию; уметь рационально выбирать финансовые услуги; отстаивать свои законные права потребителя; избегать чрезмерных расходов; распознавать экономическое мошенничество; финансово быть готовым к пенсионной жизни [3].

И уже в соответствии с заданным портретом можно представить модель рабочей программы по формированию финансовой грамотности.

Программа рассчитана примерно на 35 часов может изучаться в средней школе любого типа. Программа предполагает модульное обучение, и делиться на 6 модулей. Так же при моделировании программы формирования финансовой грамотности были выделены шесть модулей: «Деньги и банковская сфера», Налоговая ответственность гражданина», «Страхование», «Мир финансового благополучия семьи», «Пенсионное обеспечение», «Собственный бизнес». К каждому модулю можно сформулировать умения и компетенции, определить примерное количество времени на их изучение, охарактеризовать основное содержание модулей.

Например. В разделе «Деньги и банки» могут быть сформированы следующие умения рассчитывать процент по депозитам, кредитам; рассчитывать доходность инвестирования; читать (и понимать) договоры по кредитам и депозитам; находить необходимую информацию на сайте Центрального банка России, коммерческих банков России; находить и интерпретировать рейтинги банков; пользоваться личным кабинетом в банках; соотносить вид кредита с целью кредита.

Темы модуля.

  • «Что такое банки и чем он полезен для потребителя?».
  • «Депозит? Риски и доходность».
  • «От чего зависят ставки по процентам?».
  • «Как определить сможет ли семья вернуть кредит (ипотеку?)».
  • «Кредит и его условия».

Второй модуль. «Налоговая ответственность гражданина». На этапе изучения данного модуля могут, быть сформированы следующие умения и навыки: умение получать необходимую информацию по налоговым вычетам и задолжностям на сайте налоговой службы; заполнять налоговую декларацию; рассчитать сумму уплачиваемых налогов. Темы модуля:

  • «Налоги и их виды?».
  • «Права и обязанности налогоплательщика».
  • «Неуплата налогов. Чем тебе это может грозить?».
  • «Расчет налогового вычета?».

Третий модуль. «Страхование». При изучении модуля формируются следующие умения и навыки: умение получать грамотную информацию изразных источниках о страховых компаниях страны; умение выбирать наиболее выходные страховые программы; умение он-лайн застраховать автомобиль. Компетенции модуля: организация правовых отношений со страховыми компаниями; контроль собственного добровольного страхования.

Темы модуля.

  • «Управление рисками и страхование».
  • «Как правильно себя застраховать?».
  • «Советы по выбору страховщика».
  • «Риски и страховая защита. Автострахование».
  • «Математика страховых отношений».

Четвертый модуль. «Собственный бизнес». Модуль предполагает формирование умений: находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; составлять и читать бизнес план по алгоритму; вести простые финансовые расчеты; считать прибыль и издержки фирмы.

Темы модуля:

  • «Стартап. Создание стартапа».
  • «Бизнес-план».
  • Игра «Создаем бизесс»

Пятый модуль «Пенсионное обеспечение». В данном модуле могут быть сформированы, следующие умения: находить актуальную информацию по пенсионным фондам; уметь по формуле рассчитывать собственную пенсию.

Темы модуля.

  • «Пенсия и ее виды».
  • «Размер пенсии и другие доходы».
  • Игра «Выбор пенсионного фонда».
  • «Программы пенсионного накопления»

Шестой модуль. «Мир финансового благополучия семьи». Понятие семейное потребление, семейные доходы, расходы, инвестиции, финансовые пирамиды, фишинг, фарминг, рациональное потребление, планирование семейного бюджета. Умения, которые могут быть сформированы в процессе изучения данного модуля: защита своей личной информации о финансах в сети Интернет; составлять рациональный семейный бюджет.

Темы модуля.

  • Игра «семейный бюджет».
  • «Рациональное семейное потребление».
  • «Математика семейных инвестиций».

Внедрение данной программы в школьном образовательном процессе должно пройти несколько этапов. Первый этап - констатирующий этап. На данном этапе проводится тестирование в классах и определяется уровень финансовой грамотности. В процессе анализа результатов тестирования определяется, какие классы должны быть задействованы в программу повышения финансовой грамотности.

Второй этап – подготовительный. На данном этапе образовательное учреждение формирует методическую и дидактическую базу изучения программы. Учителя оставляют рабочие программы исходя из количества часов отведенных на данный курс в учебном плане школы. Сами учителя до начала реализации программы должны быть оправлены на курсы повышения квалификации по данному направлению. Данный курс могут вести учителя математики, обществознания, истории и экономики.

Третий этап практический – реализация программы в соответствии с созданными рабочими программами с привлечением родительской общественности и социальных партнеров. Работа по курсу предполагает социальное сотрудничество с трейдорами, представителями пенсионного фонда, представители банковской сферы и т.д.. При проведении игр или уроков по защите проектов бизнес-планов, рациональных семейных бюджетов, уроков по выбору пенсионных фондов в образовательный процесс могут вовлекаться родители, которые могут стать аудиторией, при которой буде проходить защита проектов. Так же работа над проектами может быть представлен на школьных практических конференциях или на классных часах среди учащихся, не изучающих данную программу.

Четвертый этап – итоговый. После изучения курса – учащиеся проходят повторное тестирование и на общем итоговом занятии проводят рефлексию о проделанной работе.

Программа является вариативной, учитель по своему желанию, может компоновать модули программы в соответствии с заданным по учебному плану школы временем и на основании заданной модели программы составлять сою рабочую программу к курсу. Так же к программе прописаны ожидаемые результаты, которые разделены на: предметные, личностные и метопредметные. Метапредметность курса позволяет использовать для изучения умения и навыки приобретенные учеником и в других школьных курсах. Ценным в разработанной модели является описание алгоритма изучения модулей. Для эффективной реализации целей курса и реализации запланированных результатов учитель должен соблюдать следующую последовательность изучения модуля: актуализация модуля; постановка учебной задачи; планирование; осмысление задачи; решение поставленной задачи и презентация решений. Для эффективной реализации перечисленного алгоритма модуля были отобраны технологии и формы работы. Разработанный курс описание, которого представлено раскрывает ключевые вопросы функционирования финансовых институтов и способствует формированию компетенций взаимодействия с ними и может быть применено учителями обществознания в процессе введения в школах курсов формирования финансовой грамотности.

 

Список литературы.

  1. Дугарова Д.И. Экономическая грамотность – необходимое условие профориентации/Д.И. Дугарова//Математика в школе 2015, - №5. - С.16-17.
  2. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. - № 8. - С. 129-132.
  3. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ document/118377 (Дата обращения 20.05.2018)
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 г. N08-1045 "Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70750730/ (Дата обращения: 20.05.2018)
  5. Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика.- 2017. -№2 (37). – С.22-29


Источник: http://pozdnyakova.ucoz.ru
Категория: Педагогика, методика преподавания | Добавил: Kaim (21.10.2019) | Автор: Позднякова Наталья W
Просмотров: 942 | Комментарии: 2 | Теги: финансовая культура населения, модель формирования финансовой грам, финансовая грамотность | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Иван  
0
Интересные формы работы представлены, супер. Спасибо

1 Марина Николаевна  
0
Спасибо очень интересная статья

Имя *:
Email *:
Код *:
Памятные даты

6 июля 2021

До 300-летия Кузбасса осталось:

9 мая 2020


75-я годовщина Победы в
Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

Проект

«Формирование ответственного отношения подростков к семье»

Поиск
Полезные сайты



Copyright MyCorp © 2024