Каждая новая эпоха в
жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижение на новую
ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
Постиндустриальная стадия развития общества, в которую мир вступил в конце XX
века, декларирует основными ценностями информацию, новую знаниевую парадигму,
развитый интеллект и креативность человека. В современном глобализированном
мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но умениями самостоятельно и
активно добывать эти знания. В последнее
время отмечается тенденция гуманитаризации системы образования. В этих условиях
особое внимание необходимо уделять навыкам самостоятельной работы и творческой
активности учащихся. Актуальность данной
проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя
передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс
включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание
и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной
школы, потому что она ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого
учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу [2,
с.34].
Чем обусловлена
активность данного обучения? Прежде всего целью, которая в самостоятельной
деятельности осознается учащимся, становится для него актуальной и значимой.
Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности,
главными из которых являются:
- потребность
расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением;
- желание
проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
- потребность
проверить свои знания и возможности.
Своеобразие
самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его
основу составляют действия, которые
ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы
выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в
соответствии с поставленной целью.
Следующей особенностью
самостоятельной работы является самоконтроль
– одна из важнейших форм саморегуляции деятельности ученика [3, с.102].
Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не
контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику,
мысленно формулирует ответ). Ученик должен совмещать исполнительные и
контрольные действия.
С действиями самоконтроля
тесно связана третья особенность - оценочная
деятельность, играющая важную роль в процессах саморегуляции. Ученые
утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок
преподавателя, коллективной и
самостоятельной оценочной деятельности учащихся [4, с. 34].
И наконец,
самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи,
написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные
ответы на вопросы, проекты, презентации и т.д.. Поскольку к этим результатам
ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по
сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В
индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и
самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий
или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только
знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое
внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в
мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
В практической
деятельности преподавания гуманитарных наук у меня сложилась некоторая система
формирования умений учащихся работать самостоятельно (во многом она условна и
ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся, главное в том,
что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а
поэтапно). Важнейшим средством
формирования у учащихся всех перечисленных разновидностей познавательной
деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных
работ. Необходимо отметить особую роль для развития личности учащихся тех видов
самостоятельной работы, которые построены с учётом внутрипредметных и
межпредметных связей изучаемого материала Поскольку самостоятельная работа -
важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на
ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной
характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно
влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы учащиеся видели
положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении
способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес
непосредственный.
Огромную роль
в формировании навыков самостоятельной работы играет анализ результативности
учащихся. Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал,
порождающий у меня как педагога вопрос "почему?” прежде всего к самой себе:
анализ, т.е. размышления о том, как изучался этот материал на предыдущих
уроках, какие приемы обучения оказались малоэффективными, от чего следует
отказаться. Какие бы трудности ни встречали учащиеся в ходе самостоятельной
работы, без нее не обойтись.
Для объективного анализа
мною используются два вида оценочного контроля: самооценка учащихся по итогам
выполнения работ и диагностика результатов со стороны педагога.
Самооценка учащихся
формируется в течение всего учебного
года. Учащиеся при выполнении
творческих, самостоятельных заданий, заполняют таблицу результативности и
интереса к видам самостоятельной деятельности.
По окончании
каждой темы учащиеся оценивают собственную активность при выполнении заданий, и
уровень интереса к занятиям и заданиям по данной теме. Причем параллельно они
получают соответствующую своим знаниям оценку педагога по пятибалльной системе,
где 5 баллов соответствовали «высокому» уровню; 4-3 балла - «среднему»; 1-2 балла – « низкому».
Анализ заполнения
учащимися данной таблицы дает
возможность говорить о том, что на протяжении изучения курса учащиеся по-разному
оценивают свои работы и выставляют себе разные оценки. В начале формирования
навыков самостоятельной работы самооценка учащихся часто бывает завышена в меньшей степени при выполнении тестовых и в
большей степени при оценивании самостоятельных, практических работ и творческих
заданий. В результате дальнейшей работы
учащимися усваивается предложенный учителем алгоритм оценок и, соответственно, к концу работы самооценка
учащихся становится наиболее объективной.
Для более объективного анализа
результативности самостоятельной работы каждого учащегося я заполняю карту
следующей формы, используя символы: * - качество проявляется всегда, + -
качество проявляется почти всегда, ° - необходима помощь для формирования
данного качества, ? – проявляются затруднения при формировании данного
качества.
По данным «Таблицы
результативности» за последние два года при
отслеживании результатов карт наблюдения 5А, 6А классов, я отметила, что
уровень развития качеств необходимых для самостоятельной работы с каждым годом
становиться выше. Так в 2008-2009 учебном году около 32% учащимся 5А была
необходима помощь для формирования таких качеств как пересказ, составление
планов, анализ собственных работ, то в 2009-20010 учебном году затруднения по
этим критериям испытывало только 11% учащихся. А по результатам первой четверти
2010 -2011 учебного года затруднения испытывают только 8% учащихся.
В результате работы у
меня сложились определенные правила организации высокоэффективной самостоятельной
работы учащихся в процессе изучения предметов гуманитарного цикла с точки
зрения развития их личности и формирования ключевых компетентностей. Литература, источники:
- Андреев, В. И. Педагогика: Учебный
курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий,
2000. 460 с.
- Буряк, В. К. Самостоятельная работа
учащихся / В.К. Буряк. М.: Просвещение,
1984. 304 с.
- Есипов, Б. П. Самостоятельная работа
учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов // Материалы педагогических
исследований. М., 1961. Вып. 115. 216 с.
- Жарова, Л. В. Организация
самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу /
Л.В. Жарова. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.
Герцена, 1986. 214 с.
|